Планировать развитие технологий на десять лет вперед – естественная задача для ученых и инженеров. Телевидение будущего будет построено в 2025–2030 годах. Но готовы ли к его появлению творцы контента? Развитие широкополосного доступа в интернет, сетей беспроводной передачи данных четвертого поколения и технологии SmartTV изменило традиционные способы получения телевизионной «картинки». Эфирные каналы превращаются в поставщиков контента, зрители – в пользователей. Телевидение становится телесмотрением. Зритель перемещается в онлайн, используя компьютеры, смартфоны и подключенные к интернету телевизоры. Причем быстрей всего развивается не мобильный трафик, а SmartTV. Сегодня к сети подключены 18% всех ТВ-приемников, а к 2020 году эта цифра вырастет до 50%. Наибольшее давление конкурентов испытывает аналоговое эфирное вещание, доля которого в России сократилась до 36%. Остальное делят онлайн, спутник и кабель. В 2006 году Россия подписала итоговые документы женевской Региональной конференции по планированию цифрового вещания (РКР-06) и взяла на себя обязательства по переводу аналоговых станций на цифровой формат.
Три мультиплекса В 2015 году переходный период закончился, и формально в нашей стране аналоговое вещание отключено. Фактическое его существование держится на оговорке, позволяющей сохранять аналоговые передатчики в зонах, не конфликтующих с цифровым вещанием сопредельных государств. Полный переход на цифровой эфир запланирован на 2018 год, но уже сегодня 131,2 млн человек в России могут принимать первый мультиплекс в стандарте DVB-T2. Мультиплекс – священное слово для каждого телевизионщика. Канал, входящий в мультиплекс, видит вся страна. В первом мультиплексе участвуют Первый, Россия-1, Россия-2 (теперь Матч-ТВ), Россия-24, Пятый, Карусель, НТВ, ОТР, Культура и ТВ Центр, а также Радио России, Маяк и Вести FM. Сигналы этих каналов объединяются в единый цифровой транспортный поток, который инфраструктура Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС) доставляет зрителю. В 2016 году планируется завершить строительство сети первого мультиплекса, покрыв 98,4% территории страны. Параллельно строится сеть второго мультиплекса, в который входят РЕН ТВ, СТС, ТНТ, Домашний, Спорт-плюс, Муз ТВ, Звезда, Мир, Спас и ТВ-3. К 2018 г. цифровым эфирным вещанием второго мультиплекса будет охвачено более 140 млн. человек (98,1%). Идет работа и над запуском третьего мультиплекса, который позволит региональным вещателям выйти в общефедеральный эфир.
Проблема не столько технологическая, сколько социальная Полный переход на цифровое вещание влечет за собой серьезные социальные и даже политические последствия. Владельцы современных телеприемников с поддержкой DVB-T2 смены формата не заметят, остальным придется покупать специальные цифровые приставки (Set top box). Пострадают самые незащищенные – те, кто не может себе позволить новый телевизор или приставку. Остроту ситуации уже успел прочувствовать Барак Обама – первая попытка отключить аналог в США была предпринята в 2008 году. Тогда выяснилось, что почти 8 млн американцев не готовы к переходу на цифру, и сроки сдвинули на 2009 год. Правительство запустило программу субсидирования покупок цифровых приставок общей стоимостью 1,3 миллиарда долларов. На каждую приставку выделялось 40 долларов. Но к февралю 2009 года 5,8 млн граждан по-прежнему не имели цифрового ТВ-сигнала, и более миллиона запросов на получение субсидий не было удовлетворено. Обама настаивал на выполнении программы перехода и вступил в жесткий конфликт с Конгрессом. Разразившийся скандал пресса назвала «Digital switch crisis», конгрессмены обвинили президента в попытке лишить детей из малоимущих семей программы «Улица Сезам» и бесплатных образовательных каналов. Самые горячие головы требовали отдать Барака Обаму под суд. В ответ Обама назвал срыв сроков перехода США на цифровое телевидение такой же роковой ошибкой, как и войну в Ираке. В результате сроки снова сдвинули, и полный переход США осуществили 12 июня 2009 года, оставив за бортом цифрового прогресса около трех миллионов граждан. В России ситуация более благоприятна. Во-первых, происходит естественное сокращение аудитории
эфирного телевидения за счет развития кабельных сетей, спутникового ТВ и онлайна, которых цифровой переход не касается. Во-вторых, к 2018 году парк современных телевизоров с поддержкой DVB-T2 значительно увеличится. Сейчас общее количество телеприемников в России оценивается в 85 млн. штук. Ежегодно россияне приобретают 10 млн цифровых телевизоров DVB-T2 и к 2018 году их количество превысит 65 млн. Оставшиеся 20 млн старых аналоговых телевизоров подключены к кабельным сетям, в которых телевизионные программы по-прежнему предполагается распространять в аналоговом формате. В этом и заключался план российских властей – вместо субсидий на цифровые приставки продлить сроки аналогового вещания, дав время гражданам заменить телевизоры.
Успехи импортозамещения В целом развитие российского цифрового ТВ идет хорошими темпами, мы даже обгоняем Китай, планирующий отключение аналога в 2020 году. В 2021 году Россия начинает цифровое эфирное вещание в формате высокой четкости (Full HD). Российская спутниковая группировка оправилась после потери аппарата «Экспресс-АМ4», который должен был покрывать цифровым телевизионным вещанием практически всю территорию России, включая удаленные районы Дальнего Востока, а также страны СНГ и Центральной Европы. Запущены аппараты серии «Экспресс» АМ5, АМ6, АМ7. Выведен на орбиту АМ8, занявший точку стояния утерянного АМ4. Функции спутников и их зоны покрытия можно изучить на очень удобном и информативном сайте ГП
«Космические системы». На прошедшей в конце октября VII международной конференции «Современные телевизионные технологии. Состояние и развитие» были озвучены цифры импортозамещения – 80% оборудования в передающих сетях – российского производства. Решается одна из наиболее неприятных проблем – работа эфирного цифрового телевидения DVB-T2 в условиях сложной электромагнитной обстановки. В первую очередь помехи будут создавать сотовые сети LTE. Специально для таких зон Московский научно-исследовательский телевизионный институт (МНИТИ) разработал помехоустойчивую ТВ-приставку.
Интеллектуальные вещи вместо аналоговых телевизоров LTE и DVB-T2 с трудом уживаются на забитых аналоговым вещанием частотах. Полный переход на цифровое ТВ решит эту проблему – мультиплекс с 10 каналами занимает всего одну частоту, а 10 аналоговых каналов занимают 10 частот. Прямой смысл избавиться от аналога. К тому же государство сможет продать освободившиеся частоты сотовым операторам. Уже упоминавшиеся США выручили от такой продажи почти 20 миллиардов долларов. Но дело даже не в деньгах: частотный спектр нужен беспроводным сетям пятого поколения и грядущему вместе с 5G
интернету вещей (IoT). Адаптеры беспроводных сетей будут встраиваться в осветительные приборы, холодильники, стиральные машины, кондиционеры, термометры и т.д. По данным Cisco в 2020 году к интернету будет подключено 37 миллиардов интеллектуальных объектов.
Для обслуживания этого гигантского трафика потребуются все свободные частоты.
Телевидение завтрашнего дня DVB-T2 – европейский стандарт цифрового телевидения 2-го поколения – уже внедрен в России. На смену ему идут DVB-Next (T3) и американский ATSC-3. Третье поколение должно поддерживать телевидение сверхвысокой четкости 4К, расширенный ТВ диапазон, высокую частоту кадров, интерактивность и персонализацию. Скорее всего, будут поддержаны форматы видеоизображения с картой глубины, которые используются в перспективных моделях телевизоров с функцией «3D без очков» (as3D). Того, чьи форматы поддержит третий стандарт – возьмут в будущее, того, кого не поддержит – сбросят с корабля современности. Вокруг стандарта третьего поколения цифрового ТВ разворачивается не только технологическое, но и политическое соревнование. Европейский DVB-Next использует традиционный транспортный поток, американский ATSC-3 переходит на новую IP-технологию. Китай идет особым путем и готовится внедрить свой стандарт DTMB-Next, мудро сочетая в нем преимущества европейской и американской систем. Россия оказалась в положении выбора между Европой и Китаем. Ситуация напоминает эпоху Де Голля, когда во время перехода на новое поколение цветного ТВ Франция поссорилась с НАТО и вместо системы PAL разработала вместе с СССР систему SECAM, с которой мы прожили следующие 40 лет. Скорее всего, мы перейдем на DVB-Next, но последнее слово скажут политики. Начало внедрения третьего стандарта планируется на 2018-2019 годы. Телевидение сверхвысокой четкости 4К (UHDTV) – не далекое будущее, а утро нового цифрового дня, которое уже клонится к полудню. На смену 4К идет 8К, формат, содержащий еще в четыре раза больше точек – 33 миллиона. Уже созданы экраны и компактные камеры 8К, а корпорация Sharp презентовала 8К-дисплей с функцией 3D без очков. Разработкой технологий объемного телевидения заняты Philips и Dolby, в этом году Toshiba презентовала «безочковый» 3D телевизор, использующий микронлинзы с изменяемым градиентом преломления. Главная цель этой гонки – создание пространственно-объемного голографического телевидения. В дорожных картах развития цифрового ТВ Китая и Японии запуск голографического вещания запланирован на
2025 – 2030 годы. Это фантастически сложная задача: достаточно сказать, что размер пикселя в голографическом дисплее не может превышать 700 нанометров. Планировать развитие технологий на десять лет вперед – естественная задача для ученых и инженеров. Телевидение будущего будет построено в указанные сроки. Но готовы ли к его появлению творцы контента? Возникнет сверхчеткое, пространственно-объемное ТВ, дающее зрителю колоссальные возможности взаимодействия с изображением и влияния на сюжет программ в реальном времени. Многие его компоненты уже доступны для изучения и лидерам рынка, в первую очередь федеральным каналам, следует начать подготовку технических и творческих специалистов в самое ближайшее время.
Теги: связь, интернет, технологии, телевидение, общество
from
Взгляд
Комментариев нет:
Отправить комментарий