Заигрывания с Римской католической церковью является для Киева частью стратегии по окончательному культурному отрыву для России. Для этого все средства хороши, включая героизацию и беатификацию тех, на кого опирался Гитлер. Грядущий визит Папы Римского на Украину связан именно с этим. Но понимает ли Франциск, для чего его используют? Национальному государству, формирующемуся на территории современной Украины, требуются не только новые герои, но и новые святые. В этом качестве ему наиболее подходят неоднозначные персонажи, запятнавшие себя
сотрудничеством с гитлеровцами. И предполагаемый визит Папы Римского Франциска в раздираемую гражданским конфликтом страну должен легитимизировать такое положение вещей.
Свидетели – против «Римские каникулы» Петра Порошенко, случившиеся на прошлой неделе, оказались сверхпродуктивными. Помимо встреч с президентом и премьер-министром Италии, подаривших высокому гостю «все необходимые сигналы поддержки Украины» (понятное дело – в борьбе с «российской агрессией»), глава украинского государства с супругой также посетили Ватикан, где удостоились аудиенции у Папы Римского Франциска. В ходе беседы, которая, по словам Порошенко, вышла очень трогательной, Папа рассказал ему, что тоже не забывает об Украине и постоянно молится о ней. Главным же итогом аудиенции стало то, что Франциск
принял приглашение посетить Украину. Визит этот, если состоится (а шансы пока что достаточно высоки), безо всякого преувеличения станет событием года. Первое и пока единственное посещение понтификом Украины состоялось еще 14 лет назад. И хотя церковь в ней, согласно Конституции, отделена от государства, пятидневное пребывание Иоанна Павла II на украинской земле финансировалось за счет госбюджета – Кабмин выделил необходимые средства из резервного фонда, заодно тряхнув кубышки ряда министерств. «Визит Папы Римского нужен не президенту, не парламенту, не правительству, а Украине», – заявил в ходе заседания организационного комитета тогдашний президент Леонид Кучма. И, надо признать, лукавил, поскольку личная надобность занести себе в актив такое достижение для него на тот момент была чрезвычайно острой. В свете раздутого на весь мир годом ранее дела об убийстве журналиста Гонгадзе и организованной оппозиционерами акции «Украина без Кучмы», жестко подавленной властью, в рейтинге западного политического истеблишмента Кучма постепенно переходил в разряд «нерукопожатных». Процесс этот дополнительно усугубится немного позже, когда американцы поднимут шумиху вокруг радарных систем «Кольчуга», якобы проданных Киевом Саддаму Хусейну. Но в 2001 году украинский президент еще лелеял надежду вернуть себе доверие «старших товарищей». И в этом смысле приезд очень популярного на Западе Иоанна Павла II был нужен ему как воздух. Сегодня у его коллеги Петра Порошенко есть свои, не менее уважительные причины заманить Папу Римского на Украину. О первой из них он сам доложил в отчете о посещении Ватикана: «Я попросил Папу завершить беатификацию Митрополита Андрея Шептицкого, а также начать эту процедуру в отношении епископа Степана Чмиля, который был духовным наставником Папы в Аргентине». Совсем не случайно скользкая тема беатификации (причисления к лику блаженных, предваряющего канонизацию) Андрея Шептицкого, возглавлявшего греко-католическую (униатскую) церковь на Западной Украине в 1900-1944 годах, всплыла именно в связи с предполагаемым визитом Франциска на Украину. Точно так же в 2001-м беатификация Шептицкого значилась одним из пунктов программы пребывания Иоанна Павла II. Но тогда понтифик отказался от этой идеи. Не исключено, что одним из весомых аргументов в пользу такого решения для него, как для поляка, стало резко отрицательное отношение к Шептицкому со стороны земляков. Причем, вне зависимости от того, какой политический режим находился у власти в Польше. Собственно говоря, первую же попытку начать канонизацию Шептицкого, имевшую место еще в середине прошлого века, Ватикан отверг именно из-за вмешательства польского примаса архиепископа Станислава Вышинского. И теперь, как и семьдесят с лишним лет назад, поляки не могут забыть Шептицкому «Волынскую резню». После того, как Папа Римский в июле этого года объявил специальный декрет о героичности добродетелей митрополита УГКЦ Андрея Шептицкого, «Союз поляков, пострадавших на Волыни» написал открытое письмо Апостольскому нунцию в Польше с просьбой остановить беатификацию. «Мы, живые свидетели резни Волынской, хорошо помним 11 июля 1943 года. В воскресенье в храмах были службы, верные прихожане пришли в большом количестве, чтобы участвовать в службе. Никто не ожидал, что дикая природа бандеровская попытается покуситься на это святое место. К сожалению, для них не было святости. Они врывались в церкви, бросали гранаты, стреляли из пушек, а раненых добивали топорами. Украинские националисты убили 160 священников, не считая прихожан. Убийства были проведены в соответствии с заявленными методами борьбы УПА, используемыми против поляков. Глава Греко-католической церкви митрополит Андрей Шептицкий не реагировал на все происходящие, не делал ничего, чтобы геноцид, осуществляемый украинскими греко-католическими националистами против польского населения, был остановлен. Это было предательство против учения Церкви, он произвел пакт поддержки актов зла. Геноцид он не осудил, не выступил против, не сообщил Апостольскому Престолу. Как высокопоставленный священнослужитель он проявлял полное равнодушие к зверствам», – написали оставшиеся в живых жертвы «Волынской резни».
Дела мирские В отличие от выживших на Волыни поляков, сегодня некому писать подобное письмо от имени представителей интеллигенции, проживавших во Львове летом 1941 года, когда в него, вслед за немецкими войсками ворвался спецбатальон СС «Нахтигаль», укомплектованный украинским националистами. Первым делом замкомандира батальона Роман Шухевич и капеллан Иван Гриньох «отправились представляться Шептицкому». Выслушав доклад, митрополит УГКЦ дал им вполне недвусмысленное напутствие: «Благословляю вас, сыны мои, на священную борьбу во имя правды Божьей. В наших руках судьба народа нашего и наше будущее. Начинайте с Богом!». После этого «благословения» Львов был залит кровью поляков и евреев. Только за первые две недели бойцы «Нахтигаля» вырезали более 8 тысяч человек, включая 45 польских ученых и преподавателей (в основном – из Львовского университета), а также членов их семей и гостей. Жене профессора-стоматолога Антония Цешинского, обратившейся к владыке с просьбой спасти мужа (она была лично знакома с митрополитом), тот ответил, что «не вмешивается в мирские дела». Но не все дела мирские были чужды Шептицкому. 23 сентября 1941 года он отправил восторженное поздравительное письмо Гитлеру по случаю взятия Киева: «Ваше Превосходительство! Как глава УГКЦ я передаю Вашей экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины Киевом... Я буду молить Бога о благословении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей экселенции, Немецкой Армии и Немецкого Народа». А затем первым подписал послание фюреру от украинских националистов: «Мы заверяем Вас, Ваше Превосходительство, что руководящие круги на Украине стремятся к самому тесному сотрудничеству с Германией, чтобы объединенными силами немецкого и украинского народов завершить борьбу против общего врага и претворить в жизнь новый порядок на Украине и в Восточной Европе». Заодно иерархи УГКЦ провозгласили «Их Превосходительство» главным атаманом всей казачьей Украины. В тяжких трудах по ублажению «главного атамана» не забывал Шептицкий наставлять паству на путь покорного служения «новому порядку». Согласно распоряжениям митрополичьего ординариата, прихожанам УГКЦ вопреки христианским канонам было «разрешено» работать на оккупантов и в воскресенье, а также в праздники Преображения и Успения. А всего за полгода до освобождения Львова от гитлеровцев и их «союзников», с Преображенского храма были сняты и отправлены на переплавку колокола. Все для фронта, все для победы. Такое рвение находило должный отклик у немецкого командования. «Реальную помощь в борьбе с партизанами на Украине нам оказывает агентура из высшего духовенства и украинских националистов. Приятно отметить, в частности, роль митрополита Андрея Шептицкого, который всегда был и остается нашим активным приверженцем», – отмечал на совещании один из руководителей абвера генерал Эрвин Лахузен, позже выступавший в качестве свидетеля обвинения на Нюрнбергском процессе. Не скупился на похвалу и начальник церковного отдела IV управления Главного управления имперской безопасности Карл Нейгауз: «Из докладов львовского отдела СД мне известно, что Шептицкий был настроен пронемецки и активно помогал правительственным органам, в частности СД... Кроме информационной деятельности, Шептицкий и подчиненное ему духовенство активно помогали мобилизации молодежи в дивизию СС «Галичина». Среди василиан львовское СД имело много тайных сотрудников. Шептицкий был также связан с абвером». После войны униатская церковь, желая отмыться от обвинений в сотрудничестве с немцами, активно пыталась представить своего умершего в 1944 году митрополита чуть ли не героем-подпольщиком, который, рискуя жизнью и репутацией, под маской верного служителя ненавистному Гитлеру спасал евреев, апоэтому даже достоин звания Праведника народов мира. И действительно, Шептицкий в разное время прятал в своей резиденции и Студитском монастыре около 150 евреев из львовского гетто – включая будущего главного раввина Аргентины Давида Кахане. Вот только, в отличие от тех же монахинь-студиток, в честь которых за спасение нескольких евреек посажена ель на Аллее Праведников в Иерусалиме, Институт Катастрофы и героизма «Яд ва-Шем» неизменно (около 20 раз – беспрецедентный случай), невзирая на многочисленные обращения и петиции, отклонял кандидатуру униатского священника. Исследователи истории холокоста на Украине так и не смогли избавиться от подозрения, что митрополит проявлял героизм не по зову сердца, а с расчетом на будущее, так как после Сталинграда прежней уверенности в непобедимости Третьего рейха у него уже не было. Вполне возможно, что чашу весов в сторону сомнений склонил обнаруженный в архивах рейхсканцелярии посланный Шептицким Гитлеру рассказ о видении, якобы посетившем монахиню-василианку Авксентию: «Евреи чтобы... не жили среди христиан, ибо пренебрегли Божественным законом, и чтобы не состояли ни в каких учреждениях, а были бы самой низшей категорией работников». А может, причиной стал тот факт, что в 1942–1943 годах епископы УГКЦ при полном одобрении митрополита передавали немцам списки евреев, принявших крещение в тщетной надежде уцелеть.
«Золото» нации Петр Порошенко озабочен не только и не столько реабилитацией Шептицкого. В реализуемой им стратегии окончательного и бесповоротного отрыва Украины от России УГКЦ отводится важнейшая роль – как и самому покойному владыке, которого униаты безо всяких канонизаций давно вознесли на иконостас. В принципе, крещенный в православии Порошенко вполне бы мог удовлетвориться проектом единой церкви, который все пять лет своего президента безуспешно пытался реализовать Виктор Ющенко. Смысл его состоял в объединении единственной канонической Украинской православной церкви (Московского патриархата) и ее главного непримиримого конкурента-клона – раскольничьего «Киевского патриархата» – с последующим уходом под начало Константинопольского (Вселенского) патриархата. Казалось, что у нынешнего главы Украины все в этом плане складывается. Патриарху Кириллу после февральского переворота путь на Украину
был заказан. А одним из главных претендентов на киевский престол, опустевший после смерти в июле 2014 года многолетнего предстоятеля МПЦ МП блаженнейшего митрополита Владимира, был митрополит Винницкий Симеон – земляк и близкий к Порошенко человек (тоже сторонник независимости от Московского патриархата). Но в итоге Собор епископов, вопреки президентским чаяниям, избрал новым предстоятелем митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия, который, несмотря на то, что родился на Западной Украине, является категорическим противником разрыва отношений с РПЦ. Расплатиться за обиду Порошенко удалось весной нынешнего года, когда во время торжественного заседания в Верховной раде по случаю 70-й годовщины Победы над нацизмом в Европе, митрополит Онуфрий и сопровождавшие его представители МПЦ (МП) единственные отказались почтить вставанием зачитываемый президентом список участников АТО, получивших звание «Герой Украины». Как позже пояснили в пресс-службе патриархата: «Блаженнейший митрополит Онуфрий не отреагировал на эту речь так же, как все другие гости и участники торжественного заседания, чтобы подчеркнуть – надо немедленно прекратить войну!». При этом в пресс-релизе было отмечено, что Онуфрий неоднократно проявлял уважение к тем, кто защищает Украину, но «не может быть оправдания подпитке огня» в братоубийственной войне, в которой погибают не только военные, но и мирные жители. «Они гибнут по обе стороны от линии фронта. Их смерти никто не считает», – подчеркнули в УПЦ (МП). В ответ украинский президент заявил: «Не государство должно давать оценку иерархам Церквей. Я думаю, что эту оценку должны давать народ и прихожане». Намек был понят: вскоре в Киеве задушили в своей квартире 64-летнюю монахиню Свято-Вознесенского Флоровского монастыря, а прямо на улице двумя выстрелами в голову смертельно ранили настоятеля храма вмч. Татьяны Оболонского благочиния иерея Романа Николаева. В обоих случаях преступники
не были найдены. А по всей Украине участились случаи захвата и поджогов храмов УПЦ (МП) раскольниками из «Киевского патриархата» при поддержке вооруженных боевиков из «Правого сектора». Из
событий недавнего времени – захват храма в селе Екатериновка Тернопольской области и ограбление с последующим поджогом Свято-Троицкого храма в поселке Рокитное Ровенской области. После окончательной утраты перспектив на православном направлении, Порошенко вполне предсказуемо обратил свои симпатии к Украинской греко-католической церкви, традиционно настроенной враждебно к России вообще и русским в частности. Тем более что в свете ускоренной трансформации Украины в государство, где русофобия становится неотъемлемой (если не главной) частью идеологии, униатство вполне логично должно стать общегосударственной религией. По части ненависти к «москалям» и «схиднякам» киевский лже-патриарх Филарет, может быть, и посостязался бы со служителями УГКЦ (вон, даже в США съездил –
выпрашивать оружие и молиться за мир), но т.н. «Киевский патриархат» никем не признан. А потому толку от него на международном уровне немного (разве что сенатора Маккейна такой же ценности орденом наградить) – в отличие от Украинской греко-католической церкви, напрямую подчиняющейся Ватикану. Как считает настоятель Свято-Духова храма в селе Ребриково и храма-часовни святых праведных Иоакима и Анны в Ровеньках, православный миссионер, протоиерей Александр (Авдюгин), нынешней украинской власти срочно нужны новые «герои» и «идолы». «Выбор маленький: Бандера, Шухевич и их небезызвестные военные формирования, о зверствах которых до дня нынешнего помнят, как на Западе, так и на Востоке. И вот теперь Шептицкий. Документы и свидетельства, о том, как кардинал Шептицкий тесно сотрудничал с фашистами в годы Великой Отечественной войны, в учет не берутся», – так
прокомментировал он обращение Петра Порошенко к Франциску с просьбой причислить к лику блаженных митрополита УГКЦ Андрея Шептицкого. «Порошенко пытается уговорить Папу помочь ему в создании образа кардинала Шептицкого как «украинского святого», «борца за независимость Украины» и «христианского греко-католического подвижника», – считает отец Александр, видящий четкую взаимосвязь между этим событием и недавним голосованием Украины в ООН против резолюции о борьбе с героизацией нацизма. Можно предполагать, что если приезд Папы на Украину состоится, Порошенко свой «гостинец» получит. «Такие люди дороги для нации и составляют её золотой запас», – заявил он в июле, на открытии во Львове
памятника Шептицкому, приуроченному к 150-летию с дня рождения митрополита УГКЦ. И, как ни странно, оказался прав. В конечном итоге подобное «золото», больше похожее на иудины сребреники, обходится купившемуся на них народу очень дорого.
Теги: история, Россия и Украина, католичество, Вторая мировая война, Петр Порошенко, нацизм, люди и религия, папа Римский, УПА
from
Взгляд
Комментариев нет:
Отправить комментарий