Поиск

пятница, 25 декабря 2015 г.

Обзор практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2015 г.)

О возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц. Проанализирована практика по делам о возмещении вреда, причиненного отдельным категориям лиц. Речь идет о военнослужащих, гражданах, призванных на военные сборы, а также сотрудниках ОВД, УИС, органов наркоконтроля, противопожарной службы. В обзоре затронуты вопросы, связанные с обязательным госстрахованием жизни и здоровья таких лиц; с выплатой им и членам их семей единовременных пособий, ежемесячных компенсаций, а также с возмещением подобного вреда в порядке гражданско-правовой ответственности. Среди выводов можно выделить следующие. К отношениям по обязательному госстрахованию жизни и здоровья данных лиц не применяются Закон о защите прав потребителей, а также правила ГК РФ о процентах за пользование чужими деньгами. Определяя надлежащего ответчика по иску о взыскании страховой суммы в подобном случае, надо опираться не только на нормы закона. Нужно также учитывать условия контракта обязательного госстрахования. Юрфактом, с которым закон связывает право членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего на меры соцподдержки, является гибель (смерть) военнослужащего при исполнении им обязанностей службы. Закон не предусматривает выплату единовременного пособия членам семьи военнослужащего, который был похищен и пропал без вести. Для иллюстрации такого вывода приведен случай, когда военнослужащий был похищен на территории Чечни, признан в судебном порядке безвестно отсутствующим (пропавшим без вести), а затем умершим. В такой ситуации СК по гражданским делам ВС РФ пришла к выводу, что оснований для выплаты пособия матери этого военнослужащего нет. При определении размера единовременного пособия применяется редакция закона, которая действовала на момент гибели (смерти) лица. Супруга (супруг), претендующая (претендующий) на ежемесячную компенсацию как член семьи погибшего военнослужащего, должна (должен) состоять с ним (ней) в браке. Причем надо находиться в таком браке не только на дату смерти военнослужащего. Требуется также не менять статус и на момент обращения с заявлением о назначении выплаты. Т. е. вступление супруги (супруга) в новый брак означает утрату статуса члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего и, соответственно, права на выплату. Поясняется, что следует учитывать при решении вопроса о том, наступила ли гибель (смерть) при исполнении обязанностей военной службы (требуется ли устанавливать причинно-следственную связь). Подчеркивается, что причинную связь увечья, заболевания сотрудника ОВД с исполнением служебных обязанностей (формулировка "военная травма") устанавливают только военно-врачебные комиссии. Рассмотрены вопросы, касающиеся индексации подобных выплат.

from Горячие документы / Мониторинг законодательства. Федеральные

Комментариев нет: