История подавления коммунистического движения в США после Второй мировой войны заслуживает того, чтобы напомнить о ней еще раз - интересна и роль самой компартии, и роль "демократических левых", и тактика правительства США (сравнимая с нагнетанием антикоммунистической истерии в России 1990-х, современной Восточной Европе и т.д., а так же и с некоторыми явлениями в современной России), и вообще возможность масштабных антикоммунистических репрессий в формально буржуазно-демократическом государстве.
Начнем с предыстории - Компартия США в предшествовавшие маккартизму годы вовсе не была ультрарадикальной - наоборот, под руководством Эрла Браудера (предыдущий руководитель партии Уильям Фостер вынужден был сложить полномочия из-за продолжительной болезни) партия, сохраняя лояльность СССР, тем не менее во внутренней политике начала сдвигаться вправо еще до Второй мировой войны, поддержав "Новый курс" Рузвельта.
В 1940 г., тем не менее, партия попала под удар с принятием "Акта Вурхиса", потребовавшего от "субъектов иностранного влияния" (под этими словами понимались не только организации, связанные с иностранными государствами, но и отделения международных политических объединений в США - т.е. и компартия США, являвшаяся составной часть Коммунистического интернационала) предоставления государству списка членов, адресов всех мест встречи и т.д. Партия избежала такой регистрации, формально выйдя из Коминтерна. Однако вместо того, чтобы сделать вывод, что партия должна быть готова к репрессиям, руководитель партии Браудер после вступления СССР и США в войну (что позволило оправдать смену тактики союзническими отношениями СССР и США) не только выступил против забастовок в военное время (что еще может быть оправданным ролью США в войне с Германией и Японией). но и ревизовал теоретические положения марксизма, заговорив о возможности мирного перехода власти к пролетариату в условиях США, продолжения классового сотрудничества после войны и т.д.
В конце концов, даже сама партия в 1944 г. была преобразована в непартийную "коммунистическую политическую ассоциацию". Это оказалось слишком даже для сдвинувшейся вправо партии - после критики со стороны одного из руководителей французских коммунистов Дюкло и при поддержке ВКП(б) Браудера в 1945 г. сместили в пользу вернувшегося к активной деятельности Фостера и его сторонника Юджина Денниса.
Вскоре Браудер был исключен из партии - в отличие от его политической линии, его личной честности надо отдать должное, впоследствии он отказался как осудить СССР, так и выдать сведения о деятельности партии, исключившей его.
Тем временем в США менялась и внутриполитическая обстановка - после смерти Рузвельта президентом стал существенно более правый Трумэн, а демократов стали активно теснить республиканцы. И демократы (за исключением левого крыла, в 1948 г. отколовшегося от партии для поддержки на президентских выборах бывшего вице-президента Генри Уоллеса), и республиканцы стали соревноваться в радикализме антикоммунистической риторики.
21 марта 1947 г. президент Трумэн подписал Указ № 9835, предоставивший ряду ведомств (включая ФБР и созданную еще в 1938 г. Комиссию палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности - на момент создания ее целью объявлялась борьба с прогерманской деятельностью) полномочия проверять "лояльность" государственных служащих и увольнять, в частности, "сторонников революции" и "членов организаций, которые генеральный прокурор признал тоталитарными, фашистскими, коммунистическими или подрывными".
Осенью 1947 г. "охота на ведьм" началась и в частном секторе - в Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности был вызван ряд культурных деятелей, от которых потребовали ответить на вопрос, связаны ли они с коммунистами - при этом от ответивших утвердительно требовали раскрыть имена других коммунистов. Отказавшиеся ответить, сославшись на Пятую поправку к конституции США, дававшую право не свидетельствовать против себя, и тем не менее были подвергнуты уголовному преследованию (два человека получили полгода тюрьмы, восемь - год) за "неуважение к Конгрессу". Ассоциация киностудий США объявила о том, что отказавшиеся отвечать на вопросу комиссии деятели культуры и другие коммунисты не получат работу на ее студиях, поддержала ее политику и Гильдия киноактеров США, возглавляемая ни кем иным, как Рональдом Рейганом. В дальнейшем "черные списки Голливуда" только расширялись (в конечном счете работы лишилось более 300 актеров, режиссеров и сценаристов).
Задним числом были объявлены "коммунистической пропагандой" и снятые совершенно легально (более того - при поддержке правительства) фильмы "Миссия в Москву" (снятая по книге американского посла в СССР Дэвиса), "Северная звезда" и "Песнь о России". В слушаниях по делу "Песни о Москве" отметилась привлеченная по делу как свидетель Айн Рэнд (заслушанная как выходец из СССР, который она покинула еще в 1920-е годы), назвавшая "коммунистической пропагандой" любое изображение советской действительности, кроме показа непрерывного голода и страха как единственных эмоций жителей СССР.
С 1948 по 1951 г. продолжалось судебное преследование 11 руководителей КП США, обвиненных в "подрывной деятельности", под которую подвели даже распространение "Коммунистического манифеста" (из-за содержащегося там призыва к революции). Юджин Дэннис получил 5 лет тюрьмы - впоследствии, в 1957 г., Верховный суд США признал преследование за распространение революционных идей в общей форме, без призыва к конкретным действиям, неконституционным.
На выборах 1948 г. Трумэн был переизбран на второй срок, победив с небольшим отрывом относительно умеренного республиканца Дьюи и с огромным (оба набрали по 2,4 %) двух бывших однопартийцев, правого расиста Тэрмонда и "прогрессиста" Уоллеса, которого на выборах поддержала КП США.
И если "прогрессизм" Уоллеса он оказался крайне непрочным (уже после начала Корейской войны в 1950 г. он поддержал внешнюю политику Трумэна, осудил свои прошлые просоветские высказывания и вернулся в Демократическую партию), то республиканцы ради прихода к власти
поставили целью превзойти в антикоммунизме Трумэна и сделать мишенью для атаки уже демократов.
На этом фоне и выдвинулся до того малоизвестный сенатор-республиканец Маккарти, 9 февраля 1950 г. заявивший в Сенате (на третьем году антикоммунистической чистки!) о "205 коммунистах в Госдепе" и сделавший дальнейшую карьеру на разоблачении всё новых и новых "коммунистических симпатизантов".
Не отстали от него и "ястребы" среди демократов - в итоге в сентябре 1950 г. был принят внесенный демократом Маккараном (взгляды которого отлично характеризует его крайне профранкистская позиция) закон, потребовавший регистрации всех коммунистических или "направляемых коммунистами" организаций и лишивший коммунистов права получить паспорт (т.е. выехать за границу - так, возможности выезда за пределы США лишился знаменитый негритянский певец Пол Робсон). Этот закон в полной мере продержался до 1965 г. - затем некоторые его положения были признаны неконституционными.
Под влиянием Маккарти вслед за новой волной увольнения государственных служащих (более 800 уволенных, 600 "добровольно" ушедших) начал увольнять и преподавателей учебных заведений.
В итоге Маккарти дошел даже до конфликта с американской армией, потребовал расследовать принятие на службу в звании майора стоматолога Ирвинга Переса, бывшего сторонником левой Американской лейбористской партии (в итоге Перес был всё же уволен руководством армией, но с "уважительным" выходным аттестатом).
Демократическую партию, правившую в 1933-1953 гг. он обвинил в "20 годах предательства".
Пиком маккартизма стал принятый в августе 1954 г. года закон, согласно которому КП США была формально запрещена - но деятельность Маккарти уже вызывала большое раздражение даже у американских властей, и в праве баллотироваться коммунистам согласно этому закону отказали лишь однажды.
Влияние самого Маккарти, требовавшего чисток и в демократической, и в своей партии, во второй половине 1954 г. пошло на спад, и в декабре 1954 г. его поведение было официально осуждено Сенатом.
Возвращение коммунистам отнятых у них прав затянулось на многие последующие годы - признание неконституционным осуждения за высказывание революционных идей в общей форме в 1956 г., возвращение к работе в Голливуде попавших в "черный списки" в 1960 г., частичное признание неконституционным Акта Маккарана в 1965 г. и т.д.
Отдельно стоит отметить роль в маккартизме "демократических левых" - если Уоллес и Ко просто присоединились к общей истерии, а Американский союз защиты гражданских свобод в начале 1950-х годов отказался защищать коммунистов, то ряд "разочаровавшихся коммунистов" и "демократических левых" из разных стран прямо пошли на службу к американскому правительству, создав антикоммунистический Конгресс за свободу культуры - как выяснилось в середине 1960-х гг., деятельность этой организации прямо направлялась ЦРУ. И если некоторые из них продолжили службу американскому империализму в качестве "полезных левых", то некоторые стали идеологами, находящимися на крайне правом фланге даже по американским меркам.
February 28, 2016 at 06:51PM
from
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Страницы
- Главная страница
- Серая зарплата: стучать или не стучать?
- Религиозно-правовые заблуждения
- Вопросы жертвам буржуазной пропаганды
- Рабочая сила - оптом и в розницу
- Интернет без связи
- О роли заголовка в буржуазной пропаганде
- Заблуждения о праве
- Серая зарплата
- Общественный строй в СССР
- Поможет ли Интернет в борьбе за освобождение рабоч...
- Немного об иллюзиях свободы
Комментариев нет:
Отправить комментарий