Поиск

среда, 18 мая 2016 г.

Общество: Командира сторожевого корабля наказали за гибель десяти пограничников

Дальневосточный окружной военный суд в Хабаровске приговорил командира сторожевого пограничного корабля Сергея Лоскина к шести годам колонии за гибель десяти подчиненных, отправившихся на задержание во время шторма. Его зам, проходящий по более легкой статье, избежал наказания. Специалисты отмечают, что определяющим в установлении вины было то, насколько фигуранты действовали по уставу. Командир пограничного корабля Сергей Лоскин получил шесть лет колонии общего режима после гибели десяти других пограничников при досмотре задержанного за браконьерство судна, сообщила пресс-секретарь Дальневосточного окружного суда Анна Атрощенкова, передает РИА «Новости». В январе 2014 года в территориальных водах России в районе Южных Курил пограничники задержали за незаконный лов крабов судно «Астор» под флагом Сьерра-Леоне. Морские суда встали на якорь более чем в 600 метрах от берега (все происходило рядом с островом Кунашир). Суд установил, что Лоскин отдал незаконный приказ о спуске лодки на воду, несмотря на шторм. В результате шлюпка с пограничниками перевернулась, все десять человек погибли. Погодные условия свидетельствовали о том, что эксплуатировать шлюпку было нельзя, поскольку сила ветра достигала 14 метров в секунду, высота волн доходила до двух метров. При этом отсутствовала возможность визуального наблюдения с корабля из-за ограниченной видимости. На лодке не было спасательных средств в достаточном количестве. «Суд признал командира корабля Сергея Лоскина виновным в превышении должностных полномочий, повлекшем причинение тяжких последствий», – отметила Атрощенкова. Она добавила, что был вынесен приговор замкомандира корабля Владимиру Бекасову. Он осужден по статье «Нарушение уставных правил вахтенной службы» и приговорен к восьми месяцам лишения свободы, но в связи с истечением срока давности освобожден от ответственности. Атрощенкова сообщила, что суд также лишил обоих осужденных права заниматься деятельностью, связанной с руководством экипажами и эксплуатацией водного транспорта, на протяжении двух лет. Находившегося под подпиской о невыезде Сергея Лоскина из зала суда вывели в наручниках, добавляет «Интерфакс – Дальний Восток». Владимиру Бекасову суд оставил прежнюю меру пресечения – подписку о невыезде – до вступления приговора в законную силу. Суд также удовлетворил гражданские иски потерпевших о компенсации морального вреда в размере от 750 тыс. до 1,5 млн рублей. По мнению руководителя Центра морского права Василия Гуцуляка, первый приговор – шесть лет колонии – слишком суров в условиях, когда командир не имел намерения никого убивать. «Подобных случаев я не припомню. Понятно, что на флоте действует принцип единоначалия. И, что бы ни случилось с судном, ответственность несет капитан... Но мне кажется, что это неоправданно жесткий приговор. Также стоит учитывать, что речь идет не о гражданском, а о военном флоте. Ответственность командира такого корабля предусмотрена не только Уголовным кодексом, но и соответствующими нормативными актами, уставом», – рассказал он газете ВЗГЛЯД. Комментируя второй приговор, Гуцуляк высказал мнение, что судьи следовали букве закона. Преступления имеют различные степени тяжести. И если действия заместителя командира корабля относились к небольшой степени тяжести и в соответствии с классификацией данное деяние имело ограниченный, меньший срок давности, значит, ему и не могли дать больше. Глава отдела инспекции труда Российского профсоюза моряков Сергей Фишов в свою очередь рассказал газете ВЗГЛЯД, что приговор капитану гражданского судна за похожие действия в отношении подчиненных, по всей вероятности, был бы другим и, наверное, менее суровым. «Моряки военного флота должны действовать в соответствии с уставом. Командир или капитан, конечно, отвечает за жизни подчиненных. И если установлено, что он отдал приказ, который привел к гибели людей, не предусмотрел все обстоятельства, закрыл глаза на погодные условия, он должен за это ответить», – пояснил Фишов. На гражданском флоте командиры тоже попадали под суд после гибели подчиненных, добавил он. «Например, когда судно проверялось на живучесть. Люди сажались в шлюпки, а шлюпка во время шторма отрывалась, люди тоже гибли. Но все же ответственность на гражданском и военном флоте разная, везде есть свои нюансы», – полагает эксперт. Василий Гуцуляк добавляет, что в гражданском мореходстве и во время судебных процессов над капитанами гражданских кораблей все же, как правило, учитывается больше факторов, влияющих на ситуацию: «Здесь важно не только четко следовать уставу, выясняют также, что ты за человек, что тебя сподвигло к тому или иному действию и т. д.». Глава Центра морского права считает, что и ответственность здесь менее сурова. Добавим, что спустя год после трагической смерти пограничников в районе Южных Курил в поселке Горячий Пляж на острове Кунашир была установлена памятная стела с якорем и мраморной плитой с именами погибших при исполнении служебных обязанностей. Дальневосточный портал Astv.ru восстановил хронику трагедии практически поминутно. 24 января 2014 года в 18.00 было принято решение отправить с пограничного сторожевого корабля на задержанное судно «Астор», которое, по оперативным данным, осуществляло незаконную добычу краба, досмотровую группу. Для этого на воду спустили корабельное плавательное средство РШПМ-5/5 (мореходность 4 балла, пассажировместимость – 8 человек, грузоподъемность – 1300 кг). Судно-нарушитель стояло на рейде всего в двух кабельтовых (порядка 370 метров) от пограничного корабля. Лодка с семью пограничниками подошла к причалу Южно-Курильска, чтобы взять на борт еще трех сотрудников государственной морской инспекции (то есть погибли не только пограничники, но и инспекторы). В 21.00 лодка, в которой находились десять человек, вышла к судну-нарушителю. Высота волны в это время составляла около 1,3 метра. В 22.15 от оперативного дежурного в Южно-Курильске поступила информация, что из-за ухудшения погодных условий потеряна связь с лодкой, которая в это время находилась примерно в 600 м от берега. В 23.00 командир пограничного корабля спустил на воду для поисков еще одну лодку, но поиск результатов не принес. В первом часу ночи 25 января пограничный наряд «Дозор» обнаружил тело одного из людей, находившихся в лодке – Анатолия Кузьмина. Он был мертв. Затем нашли еще живого Виктора Николаева. Но в больнице, не приходя в сознание, умер и он. Позднее в воде без признаков жизни были обнаружены тела остальных людей из лодки. В основном это были 25–30-летние контрактники из разных регионов – Саратовской области, Ставрополья, Мордовии, Свердловской области и т. д. Кроме того, погибли морские инспекторы. На суде, который начался в начале 2016 года, присутствовали родственники погибших, приехавшие со всех концов страны. Отец старшего лейтенанта Алексея Корниенко Вячеслав рассказывал Astv.ru, что у него накопилось много вопросов к тем, кто не только отправил ребят в море в шторм, но и не пришел к ним на помощь, когда стало известно о нештатной ситуации. «Трусливый капитан ПСКР и абсолютно некомпетентный вахтенный офицер, когда поняли, что с лодкой что-то произошло, не подняли сигнал тревоги в бухте Южно-Курильской... На рейде стояло более десяти судов, которые спустили бы шлюпки, и не погибло бы столько человек. Во всяком случае те, кто был в спасательных жилетах, были бы живы. Их нашли в течение первых трех часов. Нашего сына мы нашли 7 марта. Он был по пояс раздет и, скорее всего, боролся до конца. Но температура воды не оставляла больших шансов», – рассказал он. Мать контрактника Сергея Мещерякова Лариса рассказала, что ее 27-летний сын вместе с женой как раз собирался переводиться на материк. Причем о ЧП в море женщина узнала от знакомых, отметив, что «командование нам так и не позвонило». Женщина же, узнав о пропаже людей в море, в тот же день купила билеты и поехала на остров. Жена 24-летнего контрактника из Саратовской области Виктора Николаева Ирина призналась, что была на третьем месяце беременности, когда все произошло. «Мой муж не дожил всего две недели до своего 25-летия», – говорила она на заседании в апреле. Добавим, что последним наиболее резонансным случаем гибели моряков на гражданском судне была потеря рыболовного траулера «Дальний Восток» в апреле прошлого года.

Теги:  Дальний Восток, суд, кораблекрушения, кораблекрушение


Закладки:
Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru


from Взгляд

Комментариев нет: