Четверо судей Конституционного суда Украины Сергей Сас, Николай Мельник, Михаил Гультай и Игорь Слиденко, выразили свои особые мнения по поводу изменений в конституцию в части децентрализации, в том числе и нормы об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Так, судья Мельник отмечает, что законопроектом предлагается дополнить раздел XV «Переходные положения» конституции п. 18 следующего содержания: «Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом», передает УНИАН. «По своему правовому содержанию данный пункт является постоянной конституционно-правовой нормой, что создает конституционные предпосылки для постоянного существования «особенностей осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», - пишет Мельник. Он отмечает, что, таким образом, предложенная законопроектом формулировка п. 18 раздела XV «Переходные положения» конституции может стать конституционной основой для сохранения (предвидения) в обычном законе указанных и других положений, которые выходят за пределы осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, непосредственно касающиеся осуществления на этих территориях исполнительной власти, специфической регламентации отдельных элементов конституционного строя Украины, судоустройства и правоохранительной деятельности, установления на этих территориях особых оснований, объема полномочий и способов. «Как следствие сохраняется риск, что указанные территории на законодательном уровне могут быть в значительной степени выведены из-под юрисдикции Украины, в том числе в части реализации компетенции органов государственной власти и их должностных лиц», - констатирует судья. Судья считает, что с такими полномочиями и принципами отношений с центральной властью, как это предусмотрено комплексом мер по выполнению минских договоренностей и законом Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», отдельные районы Донецкой и Луганской областей «приобретают признаки федеративных образований, что является угрозой для унитарности Украины». Николай Мельник убежден, что Конституционный суд «обязательно должен был сделать в Заключении соответствующие оговорки относительно предлагаемого законопроектом п. 18 раздела XV «Переходные положения» конституции Украины, принимая во внимание не только формальное соответствие его требованиям ст. 157 Конституции, но и потенциальные угрозы, которые могут возникнуть при закреплении указанной новеллы в основном законе (прежде всего, угрозы унитарности Украины, целостности и неприкосновенности ее территории в пределах существующей границы». В свою очередь судья КС Сергей Сас отмечает, что в законопроекте раздел XV «Переходные положения» конституции Украины предлагается дополнить п. 18, согласно которому особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом, но при этом не определен срок действия указанного положения и никакие критериии для законодательного регулирования этого вопроса. «Это означает, что в случае изменения политической ситуации, состава Верховной Рады Украины, парламент сможет устанавливать новые правила местного самоуправления на указанных территориях. Даже при отсутствии обстоятельств, обусловивших необходимость внесения таких изменений в основной закон, обеспечить одинаковый порядок местного самоуправления на всей территории Украины возможно лишь путем внесения изменений в Конституцию Украины. Следовательно, указанным положением законопроекта вводится особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на неопределенный срок, что может повлиять на права и свободы граждан, которые там проживают (их отмену или ограничение)», - пишет Сергей Сас. Судья КС Игорь Слиденко считает, что заключение Конституционного суда относительно пункта, который касается Донбасса, «об отсутствии возможного ограничения прав и свобод человека и гражданина не соответствует формальной логике». По его словам, КС «сделал выводы относительно этого пункта, основываясь не на четкой научной методологически-правовой основе, а на собственных предположениях». Игорь Слиденко отмечает, что в пояснительной записке к проекту закона «О внесении изменений в Конституцию (относительно децентрализации власти)» в обоснование предложенного в нем п. 18 сказано, что его появление является следствием комплекса мер по выполнению минских договоренностей от 12 февраля 2015 года. «Следует также заметить, что определить природу договоренностей чрезвычайно трудно, поскольку, хотя они и имеют договорную составляющую, их императивность построена исключительно на доброй воле сторон, договоренности не являются актом международного или национального права и, скорее всего, их сущность сводится к категории «декларация о намерениях», - считает судья КС. Игорь отмечает, что при этом указанный комплекс мер предусматривает принятие не просто законодательства, а законодательства, которое «отвечает определенным требованиям и критериям, в частности: языковое самоопределение; отказ от любых форм преследования; влияние местного самоуправления на формирование милиции, судебной власти и прокуратуры и прочее». «Очевидно, что нормативизация подобных требований в законе приведет к их откровенному противоречию с нормами Конституции, которые регулируют аналогичные общественные отношения», - подчеркивает он. При этом, как подчеркивает судья, «таким образом, конституция стать внутренне противоречивым актом, а это, в свою очередь, потребует новых изменений в конституцию». Судья КС Михаил Гультай также высказал свое особое мнение относительно заключения КС, но оно не касается вопроса обо особенностях осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Напомним, 16 июля президент Украины Петр Порошенко внес в Раду поправки в конституцию с положением о статусе Донбасса. При этом Порошенко, представляя проект изменений в основной закон страны, заявлял, что Украина «была, есть и будет» унитарным государством, предложенные изменения в конституцию страны не предусматривают особый статус для Донбасса. Рада одобрила эти поправки, и проект был направлен в Конституционный суд для оценки. Направление поправок в КС поддержали 288 депутатов Рады из 450. Для окончательного принятия закона о внесении изменений в конституцию будет необходимо уже не менее 300 голосов парламентариев. На заседании присутствовали посол Соединенных Штатов Джеффри Пайетт и помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд. В Донбассе заявили, что эти поправки не имеют никакого отношения к реализации минских соглашений. В МИД России ранее заявляли, что представленный президентом Украины в Верховной раде проект конституционной реформы абсолютно игнорирует предложения республик Донбасса.
from Взгляд
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Страницы
- Главная страница
- Серая зарплата: стучать или не стучать?
- Религиозно-правовые заблуждения
- Вопросы жертвам буржуазной пропаганды
- Рабочая сила - оптом и в розницу
- Интернет без связи
- О роли заголовка в буржуазной пропаганде
- Заблуждения о праве
- Серая зарплата
- Общественный строй в СССР
- Поможет ли Интернет в борьбе за освобождение рабоч...
- Немного об иллюзиях свободы
Комментариев нет:
Отправить комментарий