Поиск

четверг, 17 сентября 2015 г.

Экономика: Яцынюк предъявил России ультиматум по списанию долгов

Верховная рада послушно приняла закон о реструктуризации госдолга американскими кредиторами. Вопреки мнению многих украинских экономистов, международных агентств, экспертов и даже Юлии Тимошенко, которая тоже считает реструктуризацию долгов ловушкой для Украины. Спасти страну от дефолта это не поможет. Как и ультиматум Яценюка России по списанию ее долга. Верховная Рада Украины поддержала пакет законопроектов о реструктуризации части государственного долга, договоренность о которой была достигнута с Комитетом кредиторов в конце августа. Реструктуризация предполагает списание 4 млрд долларов от общего долга в 18 млрд долларов, отсрочку платежей по телу кредита на 4 года, а также установление единой процентной ставки по бондам на уровне 7,75%.  Ни экономисты, ни даже лидер фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко не смогли убедить парламентариев в том, что соглашаться на это списание долгов не надо. Реструктуризацию внешних долгов Украины это ловушка для Украины, на самом деле «никакого списания долгов не происходит», пыталась донести Тимошенко в Верховной Раде сегодня. «Такая реструктуризация (долгов) - это ловушка для Украины», - цитирует ее ТАСС. Суть в том, что 20% от 18 млрд долларов по оплате списывается, но на отсальные 80% долга увеличиваются проценты, что нельзя назвать списанием части долга, поясняет она. Процентная ставка действительно была увеличена с 7,22% до 7,75%, то есть на 0,5%. Причем, проценты Украина продолжает платить. «Это очень большие деньги, т.е. нам все равно придется погашать проценты по оставшейся сумме долга, а погашение еврооблигаций с погашением в 2015-2023 гг. будет отсрочено лишь на четыре года - до 2019-2027 годов. Это для нас только короткая передышка. В результате чего рассчитываться по долгам нам придется дольше, и платить на 0,5% больше»,  - отмечает Директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров. Более того, взамен списания части госдолга Украина с 2021 года и до 2040-е гг., то есть почти 20 лет, должна будет выплачивать процент от роста своего ВВП, если экономика будет расти на 3% и больше. «Заметьте, роста еще нет, о нем пока мы можем только мечтать, но он уже отдан в залог кредиторам. По сути, ростовщикам под залог отдано наше будущее»,  - возмущается Виктор Медведчук из «Украинского выбора». Власть уверяет, что добилась списания долгов. Однако официальная статистика показывают, что долги Украины по-прежнему растут. В 2015 году уровень государственного и гарантированного государством долга увеличился с 1,1 трлн гривен до 1,42 трлн гривен. Поэтому в долларовом эквиваленте госдолг практически не изменился (не смотря не резкую девальвацию гривны). В январе 2015 года он составлял – 68,9 млрд долларов, в июне – 67,6 млрд долларов. «На сегодняшний день на одного украинца приходится около 35,6 тысяч гривен госдолга страны. А если учитывать тот факт, что отдавать взятые властями займы будут рядовые граждане Украины, в первую очередь занятые в экономике страны, то на одного работающего уже придется свыше 76,6 тысяч гривен госдолга страны», - посчитал Александр Колтунович, эксперт по вопросам региональной экономической интеграции «Украинского выбора». Даже международные кредиторы расценили новость о реструкторизации долга Киева негативно. Fitch сразу понизило долгосрочный кредитный рейтинг Украины в иностранной валюте с «СС»  до «С». Присвоение рейтинга «C» говорит о неизбежности дефолта при выполнении долговых обязательств. Рейтинг «С» является последней ступенью перед техническим дефолтом. Биржи также расценили новость о списании долгов как поражение: на новости украинские облигации начали дорожать. Однако украинские депутаты решили не идти против премьер-министра украинского правительства Арсения Яценюка и министра финансов Украины Наталию Яресько, которые во всю пиарили эту реструкторизацию как финансовую победу и пытались убедить в этом всех. Так, Яресько, в ответ на критику модели будущей компенсации потерь кредиторов от списания части долга, если рост ВВП превысит 3%, предложила не переживать по этому поводу. По ее словам, это только гипотетическая возможность для кредиторов, а не реальные будущие расходы Украины.  «Я только «за» рост ВВП свыше 4%, свыше 6%, свыше 10% ежегодно. Но если будет рост реального ВВП 6% ежегодно, от следующего (2016 года), к примеру, до 2040 года, то наш ВВП будет 1 трлн американских долларов или больше. Это не реально по цикличности экономических ситуаций – иметь постоянно 6% роста невозможно, возможны колебания в ту или иную сторону», - пояснила она. Если бы такое вдруг случилось, то экономике с ВВП в 1 трлн долларов вообще было не проблема расплатиться с долгами на 50 млрд долларов, добавила она.  А если ситуация в стране ухудшиться, что очень даже не исключает Яресько, то и это не страшно для страны: Украина как любой должник имеет возможность снова провести реструкторизацию своих долгов, заявила министр финансов.  А непринятие Верховной Радой документов по реструкторизации ставит под угрозу получение  страной новых кредитов и может приостановить программу с Международным валютным фондом, предупредила заранее Яресько народных избранников. Что же касается российского долга в 3 млрд долларов, который Киеву надо отдать в декабре 2015 года, то Украина поставила России ультиматум. Россия должна принять условия реструктуризации, потому что других вариантов предложено не будет, уверил Арсений Яценюк. «РФ отказалась принимать участие в комитете кредиторов и не согласилась на соглашение о реструктуризации, она хочет погашения всего долга. Хочу еще раз заявить, что лучших условий не будет – или принимаете эти условия, или лучших условий РФ не получит», – заявил с трибуны в Яценюк. Такими бесстрашными речами Яценюк и Яресько и убедили своих коллег в Раде, что проблема с долгами под контролем, поэтому смело надо принимать пакет законов о реструктуризации долга. Заявления украинских политиков показывают, что будущее экономики Украины их мало интересует.  Яресько прямо признает, что рост экономики на 3% маловероятне, скорее ситуация ухудшиться. Но она не видит в этом совершенно ничего катастрофичного и даже плохого. Киев беспокоит лишь то, как бы Украина нечаенно не слезла с кредитной иглы МВФ. Стратегия украинского правительства для Украины такова: жить на чужие деньги и любыми способами не отдавать потраченные средства сейчас. А кто и как потом будет отдавать накапливаемые нынешней властью долги - им не так важно. В конце концов, можно новую реструктуризацию провести (еще на пару дестяков лет продлить кабалу). Киев не скрывает, что выбрал путь Греции и Аргентины. Они тоже стояли перед выбором – реструкторизация внешнего долга ради сохраниня кредитования от МВФ или дефолт, и сделали ставку на первое. Но выбор этих стран нельзя назвать удачным.  Кредитная игла не позволяет избежать дефолта, а лишь откладывает его.  «При этом каждая следующая преддефолтная ситуация тяжелее предыдущей и по размеру долга, и по условиям его возможной реструктуризации. И, рано или поздно, всем становится ясно, что дефолт (полный, частичный либо «управляемый») является меньшим из зол. И в этот же момент становится очевидным, что самый ранний дефолт был бы наименее болезненным», -считает известный политический эксперт Дмитрий Джангиров. Дефолт случится в любом случае, но чем раньше бы он наступил, тем быстрее Украина смогла бы встать на реальный путь к росту экономики и благосостояния населения. Что значит реструкторизация и продолжение жить на чужие кредиты для страны и ее жителей, очень хорошо описала недавно сама Яресько: получаемой Украиной финансовой помощи от Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки достаточно для стабилизации, но недостаточно для развития реальной экономики нашей страны. Чтобы развивалась реальная экономика нужно больше денег, больше кредитов – от западных банков.  Дефолта больше боиться сама власть Украины, так как им придется признать свою некомпетентность и неспособность управлять страной. Хотя многие украинцы своими пикетама уже давно считают своию власть некомпетентной.  «Нас по-прежнему уверяют, что реструктуризация госдолга выгодна. «Правительству камикадзе» - пожалуй. А вот Украине - точно нет. Ведь теперь из-за безответственной политики евроинтеграторов, привлекающих все новые и новые займы, чтобы расплатиться по старым долгам, страна останется в долговом рабстве как минимум до 2040 года»,  - говорит Медведчук. «Дефолт Украины – это лишь вопрос времени. За последние 20 лет в мире дефолт объявлялся четыре раза: в России в 1998 году, в Мексике в 1994 году, в Аргентине в 2001 году и в Уругвае в 2003 году. Уже в конце июня 2015 года в состоянии дефолта была и Греция. Впрочем, такой тяжелой ситуации как в Украине не было ранее нигде. Соответственно, Украина будет выходить из этого состояния дольше всех, с куда большими затратами и заплатит самую высокую цену за абсолютно провальную финансово-экономическую политику руководителей страны»,  - считает Александр Колтунович.  В данном контексте отказ России от реструкторизации 3 млрд долларов долга, которые Украина обязана вернуть в декабре 2015 года, можно рассматривать как подарок для украинцев. Если Яценюк сдержит выставленный ультиматум, и не оплатит долг полностью, то Украине придется официально объявить дефолт уже в этом году. Украинские власти пытаются представить ситуацию с российским долгом так, будто Москва – это такой несговорчивый кредитор, который специально уклоняется от решения проблем украинских долгов. Однако Киев сознательно умалчивает, что долг перед Россией и долг перед коммерческими кредиторами во главе с Franklin Templeton – это две принципиально разные вещи. Официальный государственный долг перед Россией не подлежит реструктуризации точно так же, как это не предусмотрено в отношении задолженности Украины перед МВФ. Долги, которые купила Россия, являются классическими еврооблигациями, которые размещены на Ирландской фондовой бирже. Конечный бенефициар бондов – государство Россия, а не частный инвестиционный или венчурный фонд. Конечно, Москва может пойти на реструкторизацию, но только по своей доброй воле, Киев заставить сделать это не может. Поэтому разговор Киева с Московой по долгу с позиции силы не более, чем игра на публику. Все слова о реструктуризации российского долга со стороны Украины могут быть лишь мольбой о помощи, и не более того.  Но тогда справедливо было бы Киеву обратиться с аналогичной мольбой к МВФ. Сейчас же МВФ выдает кредитные деньги, которые в первую очередь идут на оплату старых долгов Украины перед фондом, а уже остаточные средства уходят на пополнение резервов страны. 

Теги:  государственный долг, экономика Украины


Закладки:
Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru


from Взгляд

Комментариев нет: