Если бы я был неким условным госдепом и ставил себе целью произвести в России смуту, я бы ни в коем случае не ставил на наших западников. Я бы поставил именно на Сталина как на идеальный клин для раскола общества. Новостные ленты сообщают
историю о том, как на памятник Солженицыну повесили табличку с надписью «Иуда». Это обсуждается в сетях, более или менее все заинтересованные стороны успели высказаться. Что же произошло? Молодой человек, который, видимо, не застал СССР не то что в суровые сталинские, но и в мягкие брежневские годы, горячо пожелал поставить памятник любимому вождю, городские власти ему этого не дали, а поставили вместо этого памятник антисоветчику Солженицыну. Вознегодовав, он повесил на памятник табличку с надписью «Иуда». В то же примерно время коммунисты успешно воздвигли памятники Сталину в трех местах – в Липецке, в Пензе и в поселке Шелангер Республики Марий Эл, что подвигло к негодованию уже бывшего посла США в России Майкла Макфола, который
заметил: «Жаль, что люди так мало знают об истории своей страны». Лекции Макфола, впрочем, произвели обратный эффект: вместо того чтобы слезно просить профессора о пересдаче, русские пользователи Сети выказали большое раздражение и невоспитанность, как бы желая быть совершенно отчисленными из макфоловского университета миллионов. Сталинисты и антисталинисты еще раз сказали, что они думают друг о друге, не сообщив, впрочем, ничего нового. Но мне бы хотелось сосредоточиться не на Сталине, который давно умер, а на тех особенностях нашей нынешней общественной жизни, которые во всем этом проступают с большой силой. Это, прежде всего, высокий уровень иррациональности.
Можно считать Солженицына спорной фигурой, но его раскольный потенциал в любом случае невысок (фото: кадр из видео)
|
Поясню, что я имею в виду. Допустим, у меня есть цель – я хочу попасть во Владивосток. Рационально будет в этом случае приобрести авиабилет, заказать к нужному часу такси, приехать в аэропорт, предъявить билет, сесть в нужный самолет и отправиться. Если вдруг окажется, что у меня нет денег на билет – устроиться на работу и заработать эти деньги. Но я могу действовать иррационально. Например, долго лелеять мечту поехать во Владивосток и постоянно говорить о том, сколь прекрасен этот город и как чудесно я там заживу. Выйти на улицу с плакатом «Хочу во Владивосток!». Потом, убедившись, что я почему-то все еще не во Владивостоке, начать обвинять в этом каких-нибудь врагов: «Проклятый совок, отпусти во Владивосток!» или «Коварные масоны, разомкните засовы!» Я могу пойти в посольство США, или в местное отделение компартии, или в Общество охотников и рыболовов, требуя обеспечить мое перемещение во Владивосток, что в любом случае кончится для меня горьким разочарованием. Я могу даже написать книгу «Задушенная мечта о Владивостоке: история предательства». В этом случае люди, пожалуй, решат, что моя главная проблема не во Владивостоке, совке, масонах, охотниках, рыболовах или ком-то еще, а у меня в голове. Люди, которые в одиночку действуют подобным образом, заставляют окружающих думать, что они нуждаются в специализированной помощи, потому что здравый ум предполагает способность ставить себе осмысленные цели и обдумывать реалистичные пути к их достижению. К сожалению, на уровне общественных движений и настроений люди очень легко – и в массовом порядке – впадают в иррациональность. Киевский Майдан давно уже превратился в притчу во языцех, но все же вспомним его еще раз, потому что это очень яркий пример того же самого, что мы видим и в России. Люди на Майдане стояли за то, чтобы водворить все, что в их сознании ассоциировалось с Европой – законность, достаток, мягкие и человеколюбивые нравы. Когда не столь воодушевленные пользователи Сети (я в том числе) спрашивали у них, как можно добиться всех этих прекрасных вещей, делая то, что они делают, люди отмахивались. Ну вот как можно укрепить законность, учиняя драки с полицией, или улучшить нравы, повышая градус ненависти и насилия? Если, скажем, желая попасть во Владивосток, я стану драться с полицией, я попаду в результате только в места не столь отдаленные. Тот же вопрос – чего вы хотите добиться и как вы хотите этого добиться – можно адресовать и тем, кто учиняет войну памятников, воздвигая одни и вешая оскорбительные таблички на другие. У нас все смеются над памятниками Степану Бандере. И в самом деле, хотеть интегрироваться в Европу и прославлять того, кого в этой самой Европе (начиная с Польши) совершенно справедливо считают убийцей и террористом – это какой-то бред. Но воздвигать памятники Сталину – это ничуть не рациональнее. Нам не нужно интегрироваться в Европу, но нам нужно как-то внутри себя интегрироваться. Поддерживать гражданское согласие и мир. Потому что, если люди желают Родине быть могучей и самостоятельной державой, для этого очень важно хотя бы не передраться между собой. Если бы я был неким условным госдепом и ставил себе целью произвести в России внутреннюю смуту, я бы ни в коем случае не ставил на наших западников – их популярность носит отрицательный характер, и для того, чтобы угробить любое дело, их надо с этим делом как-то связать; они, на самом деле, один из столпов действующего режима. Я бы поставил именно на Сталина как на важный символ разделения: чем больше одни будут прославлять его, тем больше другие – проклинать, причем с обеих сторон будут довольно большие группы людей. Сталин – это идеальный клин для раскола общества. Разумеется, наши сталинопоклонники и в страшном сне не являются вражескими агентами, которые обдуманно хотят произвести раскол и смуту. Но абсолютное большинство людей на Майдане тоже были совершенно искренни. Идеологически какой-нибудь «Правый сектор» не имел и не имеет ничего общего с сенатором Джоном Маккейном – кому это мешает? Поэтому надо как-то определиться с целями – а чего мы хотим? Мы хотим отморозить уши назло бабушке Макфолу? Или мы хотим жить в мирной, процветающей и могущественной стране? Тогда нам стоит подумать, что будет содействовать ее миру и процветанию, а что не будет. Можно считать Солженицына спорной фигурой, но его раскольный потенциал в любом случае невысок. Чтобы заставить людей разделиться и передраться, гораздо лучше подходит Сталин. Тут приходится выбирать – да, вам дорог товарищ Сталин. При этом весьма большому числу ваших сограждан он категорически не дорог. С этими согражданами вы можете передраться. А можете согласиться с тем, что всем нам тут жить и вместе строить общую страну – и тогда, наверное, устраивать войн памятников не стоит.
Теги: Россия и США, памятники, Иосиф Сталин, коммунисты
from
Взгляд
Комментариев нет:
Отправить комментарий