Поиск

воскресенье, 8 апреля 2012 г.

Парадоксальные оклады

О современных рабочих // Иван Лещинский

Подмечен якобы имеющий место "необъяснимый" перекос в оплате труда рабочих на производстве:
Важной особенностью современной обстановки, по мнению автора, является то, что и без того немногочисленный ныне рабочий класс (в традиционном понимании слова) перестает быть однородным. Кроме упомянутого размежевания по возрасту, возникают и другие факторы, способствующие развитию и закреплению его «гетерогенности». Прежде всего, это немыслимая в Советском Союзе искусственно созданная дифференциация рабочих профессий по оплате труда. Речь идет о том, что оклады отдельных немногих категорий рабочих повышаются в ущерб остальным. Это происходит даже в рамках одного цеха, не говоря о предприятии в целом. Как правило, поощряют рабочих, обслуживающих высокотехнологичное оборудование (зарубежное или более новое, точное и т.п.). При этом считается, что их вклад в работу якобы более значителен по сравнению с остальными. Высокая зарплата в сочетании со сравнительно благоприятными условиями труда таких рабочих вызывает раздражение и зависть со стороны их менее успешных (и/или менее везучих) коллег. По сути, воспроизводится ситуация царской России конца XIX – начала XX века, когда среди фабричных рабочих также существовало чёткое деление на высоко- и низкооплачиваемых. Разница только в том, что относительно более высокая зарплата в то время хотя бы соответствовала более высокой квалификации рабочего (передовые питерские металлисты Бабушкин, Шелгунов и др.). Сейчас же бывает довольно трудно понять, отчего, скажем, оклад у кузнеца меньше, чем у прессовщика.
При этом автор уже сам ответил на этот вопрос выше по тексту: 
У многих людей существуют совершенно ошибочные представления о сплошной «уравниловке», будто бы царившей в то время на каждом заводе. Так вот, на самом деле, время «уравниловки» для рабочих наступило именно после перестройки, несмотря на сохранившуюся сдельную систему оплаты труда. Приведём простой пример. Опытный токарь, как правило, работает в 2-3 раза быстрее новичка, тратя меньше времени на настройку и переналадку оборудования, заточку резцов и пр. По словам знакомого автору пожилого токаря, «при коммунистах» он, без труда перевыполняя норму в 2 раза, получал в 2 раза больше, чем его молодые коллеги. Это было справедливо и не вызывало нареканий у последних. Теперь же всех уравняли введением принудительного ограничения: никто не может получить больше 150% от установленной тарифной ставки (это называется «снижение издержек производства»), а заказы сократились настолько, что возможностей для переработки почти не осталось.
Вполне логичное продолжение "советского" материального стимулирования, просто теперь рабочий труд оценивается вместе с оборудованием, на котором производится работа и во внимание принимается исключительно денежное выражение результата такой работы. Кузнец оценивается в совокупности с его молотом, а прессовщик в совокупности с его прессом. Если пресс потребляет меньше энергии и дает за единицу времени большую долю деталей в готовой продукции, управляющие им рабочие и получают большую зарплату. Естественно, что из цеха не видно, каков размер вклада каждого участка в денежном выражении, отсюда и парадокс.