Поиск

понедельник, 4 марта 2013 г.

В мечтах о среднем звене представительной власти

Как реформировать политическую власть в Москве | Толкователь
 Для начала легкий справочный передерг:
Москва и Санкт-Петербург составляют исключение из конституционного поля: фактически эти два субъекта являются генерал-губернаторствами без местного самоуправления. Все остальные 81 регион России в своём составе имеют районы. В обеих же столицах это среднего звена представительной власти нет – после губернатора и законодательного собрания идёт такое звено управления, как муниципальные советы. Последние имеют очень ограниченные полномочия – фактически, они ведают только благоустройством территорий. При этом исполнительная власть на уровне управ – не выборная, и составляет часть системы генерал-губернаторства.
Требование же установления районного деления в Москве – это всего лишь возвращение конституционных норм. Де-юре Москва живёт вне Конституции РФ.
Возьмём соседний регион – Московскую область. Она, с населением 6,5 млн. человек, состоит из 39 районов. В каждом из районов регулярно выбирают районный совет и главу района. Как правило, райсовет состоит из 20-25 депутатов. В ведении райсовета – утверждение местного бюджета и другие полномочия, в первую очередь градостроительная политика и образование.
Однако к концу прогона уже понятно, что юных политических дарований не устраивает беднота полномочий московских муниципалитетов - вон как в области муниципалам многое позволено.
И почему затеяна эта "антиконституционная" конструкция, известно всем приличным людям:
чуть более половины райсоветов Москвы  в результате выборов 1989-90 гг. перешло под контроль перестроечных сил (в основном объединения «Демократическая Россия»). И эти райсоветы явились оплотом борьбы с режимом КПСС. В частности, именно на уровне райсоветов организовывался сбор людей на антиправительственные манифестации, производилась наглядная агитация, и т.п.
Окончательно с местным самоуправлением было покончено в октябре 1993 г., когда либералы не только расстреляли Белый дом, но и ликвидировали систему Советов (кстати, значительную часть нынешних лидеров «Белой ленты» составляют те, кто непосредственно участвовал в той хунте, либо активно приветствовал её деятельность). В Москве перешли на систему префектур и управ, главы которых безо всяких выборов назначаются мэром (длительное время – тоже назначаемым, но уже из Кремля).
И хочется молодой политической поросли простых и понятных каждому вещей:
это стало бы хорошей управленческой школой для несистемной оппозиции. Представители десятков новых политических партий имели бы шанс провести своих представителей в райсоветы. По мажоритарной системе (одномандатники) в райсоветы смогли бы пройти и отдельные активные личности, не состоящие ни в какой партии.
В-третьих, и это самое главное – власть в Москве впервые за долгий срок смогла бы почувствовать ответственность перед народом за повседневные дела – снос старых зданий и уплотнительную застройку, отсутствие парковок и зелёных насаждений, за очередь в детские сады и школы, наконец – отчитывалось бы за каждый истраченный из районного бюджета рубль.
 И что меня всегда изумляет в таких мечтателях - полное невладение матчастью, хотя статья 79 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 № 131-ФЗ довольно доходчиво объясняет причины этой вопиющей несправедливости.
В соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства и установленного перечня вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга местная администрация в таких муниципальных образованиях может не формироваться.

http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/57_11.html#p2056
© КонсультантПлюс, 1992-2013
Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут быть предусмотрены особенности осуществления отдельных государственных полномочий субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, переданных органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в случае, если осуществление данных полномочий не потребует расходов за счет средств бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и (или) местных бюджетов, а также материальных средств.

http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/57_11.html#p2056
© КонсультантПлюс, 1992-2013
Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Поэтому мечтания об уютном королевстве с московскими удобствами, где можно будет повелевать строительством, сносом зданий и зарплатой учителей и нянечек, придется отложить до появления автономных систем жизнеобеспечения, помещающихся в пределах района.