Поиск

вторник, 5 апреля 2016 г.

Экономика: Культура производства в России приближается к европейской

В России вырос один из важнейших показателей качества жизни - безопасность на производстве. В частности, смертность на производстве в России за десять лет сократилась более чем вдвое. Статистика показывает, что уровень производственного травматизма в нашей стране снижается и приближается к европейскому уровню. Оказалось, что и государство, и бизнес приложили к этому свою руку. Смертность работников на производстве в России за 10 лет снизилась более чем в два раза - до 1707 человек в 2015 году, сообщил директор департамента условий и охраны труда Минтруда Валерий Корж. «Мы отмечаем устойчивую тенденцию к снижению травматизма, в том числе и такого пикового, самого печального вида производственного травматизма, как гибель работников на производстве. За последние десять лет - это период с 2006 до 2015 года - смертельный травматизм снизился более чем в два раза, в 2,2 раза», - сказал Корж. По словам представителя Минтруда, по количеству погибших на 100 тыс. занятых в экономике Россия находится на уровне средних показателей Евросоюза. «В 2015 году на производстве погибло 1707 работников. Это примерно на 27% ниже, чем в 2014 году», - сообщил Корж. Лидером по производственному травматизму являются организации строительной сферы, на долю которых приходится 22% всех погибших работников, добавил он. Первой напрашивающейся причиной низкого уровня травматизма сейчас является экономический кризис. Снижение объемов производства и строительства логично ведет к уменьшению травм. Динамика производственного травматизма четко реагирует на состояние экономической активности. Такая зависимость, в частности, была хорошо видна в прошлый кризис, отмечал Клинский институт охраны и условий труда. Так, в 2009-м году фиксировался минимальный уровень травматизма, наиболее высокое за пять лет снижение общего числа количества работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве. Тогда как оживление экономической активности в 2010-м году привело к повышению уровня травматизма относительно 2009 года. И все же если посмотреть на десятилетия назад, то ситуация с безопасностью на производстве в России действительно улучшалась с каждым годом. Если в 1999-2001 годах на 1000 человек фиксировалось пять случаев травматизма на производстве, то начиная с 2003 года этот показатель неуклонно падал (исключение - послекризисный 2010-й). К 2013 году на тысячу человек приходилось менее двух случаев травматизма. По последним данным Росстата, количество пострадавших на производстве снизилась со 152 тыс. в 2000-м до 31,3 тыс. в 2014-м. За четырнадцать лет - падение почти в четыре раза. Раньше по показателям производственного травматизма, особенно со смертельным исходом Россия существенно уступала ведущим странам Европейского Союза.  Теперь коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом в РФ, как минимум, сравним с европейскими странами. Не последнюю роль в этом сыграло изменение законодательства, которое в том числе и экономически мотивировало работодателей улучшать безопасность, особенно на опасных производствах. К примеру, в 2012 году работодателей обязали платить дополнительный страховой взнос в Пенсионный фонд за работника, который имеет право на досрочную пенсию в связи с вредными условиями труда. При этом, федеральным законом были введены так называемые специальные оценки условий труда, в том числе по шуму, по свету и т.п. Работодателю стало выгодно создать безопасные условия труда, так как он может быть освобожден от данного страхового взноса. Причем, обсуждается следующий шаг: если спецоценка высокая, выдается декларация на пять лет, и если за пять лет после предыдущей оценки на этом рабочем месте не было ЧС, то высокая оценка условий труда продлевается автоматически. Раньше была аттестация рабочих мест по условиям труда, которую заменили на спецоценку. Главное отличие в том, что с помощью спецоценки был создан механизм стимулирования улучшать условия труда. «Существует прямая зависимость дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд от состояния условий труда. И теперь работодатели стремятся уменьшить класс и подкласс вредности на рабочем месте, потому что снижение всего на один подкласс означает существенную экономию», - говорится в статье специального выпуска журнала «8 часов», который приурочен к открытию Второй Всероссийской недели охраны труда в Сочи, где выступил глава Минтруда. С другой стороны, новые законодательные изменения воплотили справедливый принцип: чем выше вредность и опасность на рабочем месте, тем больше гарантий и компенсаций получает работник от работодателя. Россия усилила гарантии и компенсации работникам вредных производств, что также стимулирует работодателей снижать травматизм. Еще одна важная причина снижения уровня травматизма – это новые технологии, внедряемые на производствах в последние 10 лет активного роста российской экономики. Рост экономики позволял многим крупным компаниям модернизировать старые производства, открывать новые уже с новым, в том числе, западным оборудованием. А новые технологии – это не только создание более высокой производительности труда и более конкурентного продукта, но и повышение уровня безопасности. «На нашем заводе изменилась сортировка готовой продукции, поставлены блокировочные конструкции, позволяющие остановить подачу бревна в случае внештатной ситуации», - рассказывает газете ВЗГЛЯД Владимир Панов, главный специалист по технике безопасности завода «ЛДК Игирма», входящего в состав «Русской лесной группы» (объединяет лесоперерабатывающие предприятия, расположенные в Иркутской области). В «Норильском Никеле», например, также покупают современную производственную технику, в том числе, буровые установки, модернизируют старые заводы, плюс автоматизируют процессы, что естественным путем приводит к сокращению несчастных случаев. Стимулирование со стороны государства и со стороны рынка увеличили заинтересованность работодателей снизать травматизм на производстве. Но вот как научить сотрудников беречь свое здоровье? В «Русской лесной группе» считают, что самый травмоопасный работник – это временный работник. «Поэтому у нас в большинстве своем работают династиями», - говорит Панов. В компании, по его словам, также проводятся тренинги, внеочередные проверки и экзамены. А чтобы сотрудники следовали этим правилам, применяли классический метод кнута и пряника. «Этот метод включал в себя и лишение премий, и штрафы, и создание тренажерного зала и спортивного центра. Многие работники после смены ходят размяться, а здоровый работник - внимательный работник. Кроме того, для каждой вакансии теперь прописана четкая инструкция, что тоже снижает риск травматизма», - рассказывает Панов. В особой зоне риска на производстве также молодые сотрудники, стаж которых менее трех лет, отмечают в «Норильском никеле».  Несколько лет назад эта самая рискованная категория сотрудников приносила самый высокий вклад в уровень травматизма в компании - до 75%. Но теперь его удалось снизать до 35%. «Норильский никель» разрабатывает и внедряет собственные корпоративные стандарты безопасности. Причем, к повышению безопасности привлекли и самих сотрудников. «Мы активно поощряем рационализаторские предложения по промбезопасности и охране труда, которые к нам поступают от рядовых сотрудников предприятий компании. Например, в одном из подразделений «Норильскникельремонта» второй год подряд специалисты по безопасности и охране труда пишут так называемые «творческие планы» - разрабатывают свои подходы к улучшению промбезопасности. Среди них я бы выделил проект по видеофиксации положительных примеров соблюдения требований техбезопасности. В дальнейшем мы такие ролики тиражируем и поощряем их авторов. Эффект от демонстрации реальных положительных и отрицательных примеров гораздо выше, чем от смоделированных историй», - рассказывает Игорь Рахимов, директор департамента промбезопасности и охраны труда ГМК «Норильский никель» в интервью журналу «8 часов». «Норильский никель» материально стимулирует сотрудников соблюдать безопасность. Например, на производстве работает система наставничества, причем за обучение и контроль нового сотрудника на производстве идет доплата.  Дальше больше – если ученик проработает определенное время без ЧП, то его наставник будет дополнительно материально поощрен. Или, например, в Заполярном филиале ГМК с прошлого года начала работать специальная комиссия по культуре безопасности и охране труда. Она выявляет лучшие участки, работники которых коллективно премируются. Также в корпоративном университете рабочие и линейные руководители снова и снова садятся за парты и проходят тренинги и курсы на предотвращение несчастных случаев. Если с уровнем травматизма ситуация в России существенно улучшилась, по крайней мере, на крупных предприятиях (малые производства практически не учитываются в статистике и там ситуация требует отдельных мер), то вот с профзаболеваниями в РФ и вовсе не все так плохо, как в Европе. Согласно Росстату, на 100 тыс. человек в России профессиальная болезнь фиксируется в шести случаях. Для сравнения: в Германии – 87, во Франции  - 64, в Испании – 58 человек, в Бельгии – 29 случаев на 100 тыс. человек. Правда, возможно, радоваться здесь рано, ибо низкий уровень профзаболеваемости в России обусловлен как низким качеством осмотров при приеме на работу, так и недостаточным уровнем выявления профессиональных заболеваний на начальной стадии. И в этом направлении России предстоит еще серьезно поработать.

Теги:  смертность, производство


Закладки:
Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru


from Взгляд

Участники медиафорума ОНФ подвели итоги обсуждения актуальных проблем российских СМИ

Произвол со стороны судов и правоохранителей в отношении блогосферы за последние 2 года уменьшился, но еще нужно вести разъяснительную работу; этот вопрос ОНФ может взять на проработку. Данная проблема, которую обозначил исполнительный директор по медиа группы Rambler&Co Алексей Гореславский, стала одной из тем, живо обсуждавшихся на итоговом заседании медиафорума ОНФ «Правда и справедливость». Участники медиафорума независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость» Общероссийского народного фронта (ОНФ) подвели итоги обсуждения на тематических площадках актуальных проблем российских средств массовой информации. О выступлениях участников форума сообщает официальный сайт ОНФ. В частности, гендиректор ИД «Коммерсантъ» Мария Комарова отметила, что за минувший год существенно ухудшилось финансовое положение печатной прессы: «Звучала тема того, что серьезных улучшений за прошедший год, к сожалению, не произошло. Проблемы все те же. Это ухудшающаяся экономика региональных печатных СМИ, что связано с ухудшением регионального рынка по прессе на 30%. В затратной части печатных СМИ свою роль играют высокие цены на бумагу». По ее словам, участники медиафорума приводили массу примеров того, что рост цен на этот необходимый для печатных СМИ ресурс за минувший год в отдельных случаях составил около 20–30%. Также Комарова отметила, что, несмотря на рекомендации о необходимом количестве торговых точек, киосков, эти стандарты не исполняются, поэтому простому человеку становится все тяжелее найти нужное печатное издание. Главный редактор ГУ «Редакция газеты «Нижегородская правда», сопредседатель регионального штаба ОНФ в Нижегородской области Татьяна Метелкина, которая выступила модератором тематической площадки «Печатные СМИ», рассказала об идее создания межведомственной группы, которая займется выяснением причин значительного роста цен на бумагу. «Мы хотим создать рабочую группу, в которую войдут представители Минпромторга, ФАС и Генпрокуратуры, для того чтобы разобраться, в каком месте идет рост цен на бумагу. Сами производители говорят, что цена растет условно на 10%. Тогда кто вздувает на рынке цену на 40%? Нам придется сесть за межведомственный стол переговоров. Уже есть журналисты, которые вызвались поучаствовать во всем этом, для того чтобы остановить данный рост», – пояснила Метелкина. О дискуссии на площадке «Региональное телевидение» рассказала ее модератор, сопредседатель Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Ольга Тимофеева. По ее словам, журналисты констатировали сокращение числа региональных каналов: «С части территорий страны ушли филиалы некоторых федеральных каналов. Мы сегодня говорим о том, что присутствует снижение конкуренции». Сопредседатель Центрального штаба ОНФ также напомнила, что Госдума приняла в третьем, окончательном чтении инициированный ОНФ закон, обязывающий органы местного самоуправления аккредитовывать журналистов. Этого, по ее словам, удалось добиться после того, как в Народный фронт стали поступать жалобы от работников СМИ из регионов, которым некоторые местные чиновники запрещают посещать различные заседания. Еще одной волнующей темой для работников телевидения стала проблема вхождения региональных каналов в кабельные сети. «Сегодня мы обсуждали вопрос, как пустить кабельщиков во все дома. С одной стороны, очень правильная история, когда мы спрашиваем мнение местных жителей, а с другой стороны – у нас есть неравный доступ. Если интернет-провайдер или кабельная структура договорились с управляющей компанией, то их пустят, а если нет – телевидения здесь не будет», – отметила Тимофеева. В связи с этим директор телеканала «Восточный экспресс» Валерий Шагиев добавил, что участники медиафорума предложили разработать четкие правила вхождения региональных телеканалов в кабельное вещание. Подытоживая работу площадки «Интернет СМИ», ее модератор – исполнительный директор по медиа группы Rambler&Co Алексей Гореславский – заявил, что, по мнению участников дискуссии, телевидение и печатная пресса должны вступать в конвергенцию с Интернетом, для того чтобы съемки демонстрировались на сайтах региональных СМИ. Другая проблема – произвол со стороны судов и других правоохранительных органов, считает Гореславский: «Сайты отключаются за небольшой комментарий на форуме, и несколько дней ничего не происходит. Мне кажется, что за последние два года ситуация стала намного лучше, но нужно вести разъяснительную работу с коллегами из правоохранительных органов и судов. Этот вопрос ОНФ и Институт развития Интернета может взять на проработку». В заключение панельной дискуссии руководитель Центра правовой поддержки журналистов ОНФ, член Центрального штаба Народного фронта Наталья Костенко отметила возросший уровень обсуждения накопившихся в области СМИ проблем. «Получилась очень профессиональная дискуссия. Сейчас это аргументированный разговор с пониманием вопросов экономики, принимаемых решений, законодательства. Спасибо вам, коллеги», – заключила она.
Закладки:
Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru


from Взгляд

Путин внес в ГД законопроекты о Нацгвардии и изменениях в ряд законодательных актов

Путин внес в ГД законопроекты о Нацгвардии и изменениях в ряд законодательных актов

Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроекты о Национальной гвардии и изменениях в ряд законодательных актов, сообщается на сайте Кремля.

Экс-начальник колонии получил реальный срок и штраф в 28 млн рублей за взятку от зэка

Суд в Нижегородской области приговорил бывшего начальника исправительной колонии к 8 годам и 9 месяцам колонии строгого режима за то, что он создал комфортные условия пребывания в тюрьме одному из осужденных. «Приговором суда от 5 апреля 2016 года подсудимому назначено наказание в виде 8 лет 9 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Кроме того, осужденный лишен права занимать определенные должности на срок 3 года и оштрафован на 27 млн 900 тыс. рублей. Приговор в законную силу не вступил», - сообщается на сайте следственного управления СК России по Нижегородской области. Приговор вынесен 35-летнему бывшему начальнику ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Нижегородской области, который обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) и п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки). С января 2014 года по июнь 2015 года он, будучи главой исправительной колонии № 8, расположенной в поселке Южный Тоншаевского района Нижегородской области, создал условия для благоприятного отбывания назначенного судом наказания осужденному за совершение преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств. «При этом осужденный мог пользоваться средствами мобильной связи и сети Интернет, проживать на съемной квартире, передвигаться на личном автотранспорте, в том числе выезжать за пределы района. За дальнейшее отбывание наказания в «привилегированных» условиях он получил от осужденного взятку в размере 465 тыс. рублей», - отмечается в сообщении.
Закладки:
Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru


from Взгляд

США: Судьбу Асада должен решать сирийский народ

Соединенные Штаты согласны с Россией в том, что судьбу президента Сирии Башара Асада должен решать сирийский народ, заявил госдепартамент. Сообщение об этом передает РИА «Новости». При этом ранее во вторник замминистра иностранных дел России Сергей Рябков сказал, что Москва никогда не сойдется с Вашингтоном по вопросу о будущем президента Сирии Башара Асада. Страны Запада добиваются отставки президента Сирии Башара Асада и в связи с этим выступают против оказания ему любой помощи. Со своей стороны Россия неоднократно призывала международную коалицию сотрудничать с сирийскими властями под эгидой СБ ООН для борьбы с ИГ. В начале марта Асад вновь заявил о своей готовности покинуть пост, но лишь в том случае, если этого пожелает сирийский народ. При этом, по его словам, в Сирии сейчас ведется война за независимость страны. 27 марта МИД в очередной раз подчеркнул, что Россия поддерживает не Асада, а «сохранение законного правительства, власти, понимая, что, если уйдет президент, за ним уйдет правительство, распадется исполнительная власть и армия, и Ливия всем покажется «легкой прогулкой».
Закладки:
Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru


from Взгляд

В Киеве решено убрать названия, связанные с Москвой

Депутаты Киевского городского совета поддержали предложение переименовать несколько улиц, проспектов, площадей в рамках политики «декоммунизации», а также дать другие имена Московскому мосту и Московской площади. Соответствующий проект депутаты согласовали на заседании постоянной комиссии Киевского городского совета по вопросам культуры, туризма и информационной политики, передает ТАСС. Согласно проекту, «предлагается переименовать Московский мост в мост имени Георгия Фукса, Московскую площадь в Демеевскую, улицу Патриса Лумумбы в улицу Иоанна Павла II, проспект Воссоединения в проспект Соборности». В мэрии отмечают, что «все указанные переименования прошли общественные обсуждения на едином веб-портале территориальной общины». Указанный проект решения должен быть еще рассмотрен постоянной комиссией Киевсовета по вопросам местного самоуправления, а после – его вынесут на пленарное заседание Киевсовета. В начале марта Комиссия по вопросам переименования при мэре столицы уже поддержала идею переименовать Московский проспект в проспект Степана Бандеры. В апреле 2015 года Верховная рада Украины приняла закон, запрещающий публичное использование и пропаганду коммунистической и национал-социалистической символики в стране. Украинский институт национальной памяти (УИНП) в середине августа минувшего года рекомендовал переименовать 908 городов и сел в стране в связи с принятым Верховной радой законом об «обсуждении коммунистического режима». В феврале в рамках политики декоммунизации Верховная рада Украины переименовала четыре города, один район, 160 сел и поселков с советскими названиями.
Закладки:
Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru


from Взгляд

В мире: Конфликт в Карабахе выявил ничтожность многолетних миротворческих усилий ОБСЕ

События в Нагорном Карабахе помимо прочего продемонстрировали: Минская группа ОБСЕ, созданная как площадка для переговоров, за 25 лет превратилась даже не в ритуал, а в рудимент. Дипломатические посиделки для VIP-персон не смогли повлиять на сползание Армении и Азербайджана к новой войне. Но можно создать и более продуктивную структуру – и не обязательно с участием европейцев. Минская группа ОБСЕ осудила обострение ситуации в непризнанном Нагорном Карабахе и приветствовала намерение сопредседателей провести прямые консультации со сторонами конфликта. «Мы выражаем наши соболезнования всем семьям, которых это затронуло. Мы призываем стороны немедленно прекратить использование силы. Не существует военного решения конфликта», - говорится в сообщении переговорной группы. Входящие в минскую группу ОБСЕ страны отметили необходимость немедленного проведения переговоров. Они приветствуют намерение сопредседателей провести прямые консультации со сторонами конфликта как можно скорее, но сама встреча проходила в Вене на уровне послов. Тем не менее, принято решение посетить регион, и уже во вторник представители минской группы ОБСЕ прибудут в Ереван, где встретятся с президентом Армении. Но опять же отдельно прозвучало заявление министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедьярова о том, что «поэтапное решение карабахского конфликта возможно на основе обновленных «Мадридских принципов». На период проведения встречи в Вене и дальнейших дипломатических консультаций, по некоторым данным, на линии фронта было подготовлено временное соглашение о прекращении огня. Судя по всему, оно соблюдалось, как всегда в таких случаях, «в целом», а отдельные локальные бои и перестрелки остановить не удалось. Между тем, реальные обстоятельства режима прекращения огня и содействия многосторонним консультациями были обсуждены в ходе телефонных переговоров Владимира Путина с президентами Армении и Азербайджана Сержем Саргсяном и Ильгамом Алиевым. Было условлено продолжить переговоры во всех возможным форматах (то есть, и в рамках Минской группы), передает РИА «Новости. «Отмечено, что Россия осуществляет и будет осуществлять необходимые посреднические шаги, призванные способствовать нормализации обстановки», - говорится в официальном сообщении. Также была «подчеркнута важность возобновления при содействии минской группы ОБСЕ переговорного процесса между Ереваном и Баку в целях дальнейшего поиска путей мирного урегулирования нагорно-карабахской проблемы». Все вышесказанное – официальная хроника, создающая устойчивую видимость бурной деятельности Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. С 1992 по 2005 год Минская группа представила аж целых три (3!) предложения в качестве основы для переговоров. То есть, не проекта решения или некоего совместного документа, а всего лишь предложения для основы. Этот невиданный ранее дипломатический формат занимал людей 13 лет и всех устраивал. Армения и Азербайджан обустраивали инженерные сооружения и решали свои внутренние проблемы. Дипломатическое обострение наступало тогда, когда либо подступала некая дата, обозначенная в повестке дня Минской группы, либо происходили масштабные переговорные встречи, например, саммиты «Большой восьмерки». В частности, летом 2009 года на саммите «Большой восьмерки» в разрушенной землетрясением итальянской Аквиле была принята декларация, реанимирующая четвертый план Минской группы, более известный как «Мадридские принципы». С тех пор ничего нового или существенного придумано не было, и если бы не телефонные переговоры Владимира Путина с Сержем Саргсяном и Ильгамом Алиевым, о каком-либо дипломатическом участии Минской группы в срочном мирной урегулировании можно было бы и не вспоминать. «Минские принципы» столь же очевидны и поверхностны, сколь и нереализуемы. Азербайджан всегда будет настаивать на освобождении «внутренних районов» вокруг территории бывшей НКАО, и это вроде бы бесспорно с точки зрения европейской дипломатии. Но представители Карабаха и Армении, формально не споря, требуют гарантий безопасности, поскольку эти районы были заняты именно с целью отодвинуть линию фронта как можно дальше от НКР, создав тем самым «зону безопасности». Баку такие гарантии предоставить не может. Все, тупик. Обеспечение коридора, связывающего Армению и Карабах через Лачин, означает отход от принципа освобождения «зоны безопасности». Карабах и Армения не готовы предоставить защиту Лачина каким-то там миротворцам, а Баку не согласен на промежуточные варианты. Тупик №2. Предоставление Нагорному Карабаху промежуточного статуса, гарантирующего ему безопасность и самоуправление, невозможно, поскольку такого международного статуса в природе не существует. Армяне не пойдут на какую-либо даже формальную «промежуточную» фиксацию НКР в составе Азербайджана, а Баку будет до последнего биться за «восстановление территориальной целостности». В конце концов, НКР давно уже провозгласила себя независимым государством и претендует на то, что это государство состоялось. «Упразднить» независимость, за которую столько людей погибло, и которая давно уже превратилась в национальную идею, физически невозможно. Тупик №3. Определение будущего статуса Карабаха путем референдума – идея светлая. Но ОБСЕ по своему усмотрению выбирает правила игры под названием «референдум». Вот референдум в Крыму – это неправильно и плохо. А по каким законам будет проводиться референдум в НКР? По карабахским? Так он там был уже аж в 1991 году, и 99% высказались за независимость от Азербайджана. Выбросим и забудем? А проводить по бакинским правилам никто в здравом уме не будет. Кроме того, как учитывать участников референдума? По нынешним спискам или произвольным образом добавить туда всех граждан Азербайджана с карабахской пропиской до 1991 года? А на это никто и не согласится, даже если бы технически через 25 лет существовала такая возможность. Тупик №4. И таких тупиков можно насчитать еще с десяток. И это «Мадридские принципы» - вершина дипломатической активности Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Первый десяток лет работы группы она воспринималась как некий обязательный атрибут дипломатии на пространстве бывшего СССР. Считалось нормой создавать на нейтральной территории некие «буферные» переговорные структуры по конфликтам – бесперспективные, но, как это было принято говорить, «платформообразующие». Мол, необходима постоянная площадка для общения, а там, может, что и получится. Следующее десятилетие работы Минская группа воспринималась уже как некий почти отживший ритуал, от которого и избавиться обидно и осовременить нельзя. Выросло целое поколение европейских дипломатов, прошедших через эту систему ради галочки в карьере. Примерно ту же трансформацию пережили, например, многочисленные ближневосточные «переговорные площадки». Случались вспышки гения или бюрократии, давшие миру все те же Мадридские принципы, но в целом переговоры превратились в очень милые встречи респектабельных господ, каждый из которых отлично понимает, что они не влияют ни что. В последние пять лет стало приходить осознание, что Минская группа уже даже не ритуал, а рудимент старой дипломатической системы. Азербайджан полным ходом перевооружал армию, карабахцы копали окопы и ставили минные поля, а Армения стремительно интегрировалась в ОДКБ. Обе стороны просто летели в войну, а дипломатические посиделки по старой схеме, несмотря на неожиданную активность, уже не могли что-либо изменить. За 25 лет не удалось выработать ни одного принципа, ни одного варианта хотя бы временного соглашения, который был бы приемлем для обеих сторон. Для ОБСЕ вопрос об отказе от Минской группы даже не возникает. Это было бы не только еще одним масштабным провалом всей системы европейской дипломатии, но и признанием в том, что изобретаемые в Брюсселе и Вене схемы тотально нежизнеспособны. И если сейчас представители Минской группы пробуют себя в качестве «челноков», пытаясь установить канал связи между Ереваном и Баку, то для этого не нужно туда летать. Достаточно позвонить из Кремля. Все сразу трубку берут. И начинают заново уважать Минскую группу, если об этом вежливо напомнить. С радикальной точки зрения, все европейские переговорные усилия не стоят бумаги, на которой написаны их пресс-релизы. Возможно, надо бы просто распустить весь этот балаган и начать с чистого листа. Но инерция дипломатического мышления требует сохранить все эти пресловутые «переговорные площадки», даже если это просто трата денег и создание рабочих мест для персонажей наподобие Мэтью Брайза – одного из организаторов всего этого цирка с попустительства тогдашнего руководства МИД РФ. Сейчас принято до последнего цепляться за любые переговорные площадки, как инструмент вовлечения в диалог даже не столько самих конфликтующих сторон, сколько США и европейских структур. Но и для этого можно найти некие новые, куда более продуктивные варианты сотрудничества. Нашли же в Сирии. Вполне можно создать и некую более продуктивную международную переговорную структуру по Нагорному Карабаху. Другое дело, что в основу этого нового формата переговоров следовало бы положить не некие фантомные идеи «взять всех и помирить», а попробовать создать эффективную систему давления на реальные события. Она и так реально существует на основе военного баланса между сторонами, гарантированного Москвой. Этот баланс надо как-то конвертировать в систему мониторинга, в том числе и военного, не говоря уже о постоянных консультациях трех сторон на высшем уровне. Если европейские структуры и США захотят в этом участвовать – никто не запрещает. Но необходимо участие реальное, земное, а не обкатывание на конфликте новых политических технологий. Сохранять международное (читай – европейское) участие в урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве только ради того, чтобы сохранить статус кво – уже прошло это время. От ОБСЕ и ЕС уже не требуется «освящение» своим присутствием тех или переговоров или соглашений. Есть что сказать – милости просим. Хотите просто поболтать в хорошей кампании – ресторан русской кухни за углом.

Теги:  ОБСЕ, Армения, Азербайджан, Карабах, Нагорный Карабах, конфликт, переговоры


Закладки:
Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru


from Взгляд

Путин ратифицировал списание 865 млн долларов долга Узбекистану

Президент России Владимир Путин подписал закон, тем самым ратифицировав межправсоглашение о списании Узбекистану порядка 865 млн долларов его долга. Соглашение обеспечивает правовые основы для урегулирования всех категорий взаимных финансовых требований и обязательств, возникших между РФ и Узбекистаном по операциям бывшего Советского Союза, в том числе связанных с Алмазным фондом СССР, а также по кредитам, предоставленным Россией Узбекистану в 1992–1993 годах, передает РИА «Новости» текст пояснительной записки. По данным министерства финансов России, на 1 ноября 2014 года задолженность Узбекистана составила почти 890 млн долларов, в том числе 500,6 млн по основному долгу и 388,7 млн по процентам. Начиная с 1998 года узбекская сторона не признавала свои долговые обязательства перед российской стороной, одновременно выдвигая встречные финансовые претензии, в частности, связанные с разделом Алмазного фонда СССР в объеме до 2 млрд долларов. Документ предусматривает осуществление узбекской стороной в течение 30 календарных дней с даты вступления соглашения в силу единовременного платежа в пользу российской стороны в сумме 25 млн долларов с одновременным отказом российской и узбекской сторон от всех претензий, возникших по операциям бывшего СССР, а также по кредитам, предоставленным Узбекистану в 1992–1993 годах. 30 марта Совет Федерации также ратифицировал межправительственное соглашение России и Узбекистана об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств: списании Ташкенту 95% долга в обмен на снятие претензий по Алмазному фонду.
Закладки:
Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru


from Взгляд

Путин обязал согласовывать с прокуратурой проверки бизнесменов в Крыму

Президент России Владимир Путин подписал закон, который уточняет порядок проведения внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории свободной экономической зоны (СЭЗ) в Крымском федеральном округе. Закон устанавливает необходимость согласования внеплановых проверок с органами прокуратуры вместо предусмотренного сейчас согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом сокращенный срок проведения внеплановой проверки (пять дней) будет распространяться только на внеплановые выездные проверки, передает РИА «Новости». Документ освобождает налоговые и таможенные органы, осуществляющие налоговый и таможенный контроль на территории СЭЗ, от обязанности уведомлять уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о выявленных нарушениях. Принятый закон будет способствовать повышению эффективности правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в Крымском федеральном округе, защите интересов субъектов предпринимательской деятельности, считает правительство. Напомним, 16 марта 2014 года в Крыму прошел референдум о статусе автономии, более 96% участников которого высказались за вхождение региона в состав России. 21 марта президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации договора о вхождении Крыма и Севастополя в состав России, а также указ об образовании Крымского федерального округа.
Закладки:
Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru


from Взгляд