Поиск

четверг, 24 сентября 2015 г.

Общество: Повышение возраста продажи алкоголя может не дать эффекта

В Совете Федерации и Роспотребнадзоре раздаются голоса о повышении возраста, с которого разрешена продажа алкоголя. Аргументы понятны: борьба с массовым российским алкоголизмом. Есть, правда, и другая точка зрения: алкоголизм, во-первых, не такой уж и массовый, а бороться с ним надо совсем другими методами. Только с 21 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека (Роспотребнадзор) выразила поддержку законопроекту сенатора Антона Белякова о запрете продажи алкогольной продукции лицам младше 21 года. «В мировом масштабе алкоголь – одна из трех наиболее приоритетных проблем в области общественного здравоохранения. По оценкам Всемирной организации здравоохранении ежегодно в мире от причин, связанных с алкоголем, умирает 2,5 млн человек, значительную долю из которых занимает молодежь», - говорится на сайте Роспотребнадзора. «Для России, в которой злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смерти около полумиллиона человек ежегодно, задача предотвращения распространения алкогольной зависимости выходит на первый план. По мнению ряда экспертов, количество больных алкоголизмом в России составляет около 5 млн. человек (3,5% от всего населения)», - добавили в ведомстве. Еще в 2009 году в России была разработана Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения России на период до 2020 года. Промежуточным итогом ее действия стало значительное сокращение потребления алкоголя, особенно детьми и молодежью, полагают санитарные врачи. «Однако анализ указывает, что... 33% юношей и 20% девушек ежедневно или через день потребляют алкогольные напитки, включая пиво», - отметили в Роспотребнадзоре. По мнению представителей ведомства, одной из мер по борьбе с подростковым алкоголизмом как раз и является продажа спиртного только лицам, достигшим 21 года. «Берутся не с того бока» Как рассказал газете ВЗГЛЯД руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики и экс-глава Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин, идея сенатора и причина ее поддержки Роспотребнадзором ему понятны. «Но берутся они за решение этой проблемы, скажем так, совсем не с того бока», - считает он. По мнению Шапкина, главная проблема заключается в пропаганде нездорового образа жизни. «Вот у нас была запрещена реклама пива в 2013 году. А в 2014-м снова вернулась. Сейчас мы видим, что даже в дневное время, во время трансляции спортивных программ футболисты, например, московского «Спартака» бегают в футболках с рекламой пива, пиво рекламируют биатлонисты, распивая его на пьедестале почета и т.д. Поэтому сначала нам нужно запретить рекламу алкоголя на телевидении. А потом вносить изменения в закон «О СМИ», запрещающие демонстрацию потребления алкоголя с 6 утра до 22 часов ночи. Наконец, мы должны подумать над тем, что приобщение молодежи к пьянству начинается с самого детства. Когда родители приглашают детей за стол, который ломится от выпивки. И не говоря уже о том, что на Новый год во многих семьях несовершеннолетним наливают шампанское», - перечислил эксперт. Комментируя инициативу о повышении возраста продажи алкоголя, Шапкин сказал, что «логика в этом есть», но работать она все равно не будет. «А учитывая молодежный нигилизм, введение такой меры может даже привести к обратному эффекту. Как известно, запретный плод сладок, и молодым людям от 18 до 21 обязательно захочется его  попробовать. С другой стороны, я не вижу ничего криминального в том, чтобы отдельные права россиян наступали не с 18 лет, момента совершеннолетия, а позже. Скажем, уже сейчас, по Конституции, президентом России может стать только лицо, достигшее 35-летнего возраста», - резюмировал он. В то же время главный редактор портала «Алкоголь. Ру» Михаил Смирнов рассказал газете ВЗГЛЯД, что нынешняя ситуация напоминает ему шахматный цугцванг. «Это когда любое действие ухудшает имеющуюся ситуацию. Во-первых, запрет на покупку чего бы то ни было с 18 до 21 года нарушает административный кодекс, запрещающий ограничивать в правах совершеннолетних. Во-вторых, получается, что в 18 лет уже можно жениться, служить в армии, выбирать депутатов, а пить алкоголь нельзя?» - удивился он. Комментируя инициативу, Смирнов также отметил, что не представляет, как на практике это будет контролироваться. «Что помешает 18-летнему человеку попросить сходить в магазин соседа? Или подойти к магазину, где постоянно крутится «общественность», и попросить «общественность» пробить бутылку на кассе?» - сказал он. Также Смирнов опроверг распространенное мнение о том, что Россия спивается, что россияне пьют во много раз больше представителей других стран. По его словам, по количеству потребляемого алкоголя россияне находятся только на 20-30 месте в мире. Хотя хорошего тоже мало - 50% рынка продажи алкоголя в России – это подпольный бизнес. По словам Смирнова, в России есть достаточно большая группа людей – порядка 20 млн человек – которых можно отнести к алкоголикам. Как правило, это люди малообеспеченные. Но остальные пьют достаточно умеренно, а 47 млн вообще не пьют по религиозным соображениям или по гендерному признаку (дети, беременные и т.д.). «В Англии, Европе, США пьют больше по количеству спиртного. Просто они пьют потихонечку, где-то в туалет зайдут и выпьют. А наши редко, но зато сразу «праздник». Проблема-то в чем? Вот есть, к примеру, правила дорожного движения, им учат детей с детства. Переходя дорогу, посмотри налево, посмотри направо. Алкоголь – тоже продукт повышенной опасности, как и транспорт. Надо учить людей «технике безопасности» и в этом случае», - резюмировал он. Предыстория Напомним, 22 сентября член комитета Совета Федерации по экономической политике Антон Беляков предложил увеличить с 18 лет до 21 года возраст, по достижении которого допускается продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции. Соответствующий законопроект сенатор внес в Госдуму. «Авторы законопроекта убеждены, что принятие данной меры оградит наше общество от ранней алкоголизации молодого поколения», – говорилось в пояснительной записке к документу. Автор инициативы подчеркнул, что «сейчас российское законодательство связывает возможность самостоятельно приобретать алкогольные напитки с достижением совершеннолетия». «Однако, как показывают социологические и психологические исследования, 18-летний подросток не в состоянии принять осознанное решение в вопросе употребления алкоголя», – утверждал Беляков. По его мнению, такой сознательный выбор молодой человек может сделать лишь в 21 год. В сопроводительных документах также отмечалась «прямая зависимость между ростом ДТП с участием нетрезвых водителей и возрастной планкой продажи спиртного». Сенатор привел пример США, где в 1970-е годы в некоторых штатах возраст покупки алкоголя был снижен с 21 года до 18 лет, однако уже в 1988 году из-за роста числа «пьяных ДТП» возрастная планка была вновь поднята до 21 года.

Теги:  алкоголь, молодежная политика, молодежь, пьянство


Закладки:
Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru


from Взгляд

Комментариев нет: